29.08.2005 00:30
    Поделиться

    Почему погибла минойская культура?

    Мировая археология накануне открытия

    Почему погибли люди первой европейской цивилизации? Минойские фрески и письмена об этом молчат, но раскопки и исследования продолжаются. И сегодня археологи уже вплотную подошли к разгадке этой тайны.

     

    Уроки оптимизма

    Четырнадцать тысяч лет до нашей эры добровольно туда люди не заходили. А сегодня - ученые ведут активные научные изыскания на раскопках, периодически оповещая мир о новейших открытиях, а простые смертные выстаивают огромные очереди и совершают настоящие паломничества, чтобы повторить путь семи самых красивых древних афинских юношей и девушек, приносимых, согласно легенде, ежегодно в жертву полубыку-получеловеку Минотавру.
    Что толкает их в логово чудовища, находящегося на самом крупном и самом южном из греческих островов, - на Крите, где в один клубок сплетаются мифы, культура и наука? Отчего людей так привлекают места якобы имевших место быть жертвоприношений, случившихся тысячелетия назад? Зачем, в конце концов, они оставляют здесь такое количество денег, словно приносят огромную дань в евро царю Крита - легендарному владыке Миносу? И ну почему, попадая в археологический комплекс Кноссос, из какой бы страны они ни приехали, первым делом спрашивают: так был здесь подземный лабиринт Минотавра или не был? И услышав: нет, лабиринта здесь не было, категорически отказываются этому верить и с удовольствием блуждают по раскопкам легендарного Кносского дворца. Примеряя на себя то роль героя-спасителя Тесея, избавившего древних жителей от монстра, то образ английского археолога Эванса, открывшего в 1900 году уже нашей эры Кносский дворец - очаг древнейшей цивилизации в Европе.

    Итак, если верить легендам, которым верят все, Крит - остров, где родился Зевс, где пожирал людей Минотавр, летали Дедал с Икаром, где купалась богиня Афина, и куда Зевс привез похищенную красавицу Европу.

    А если верить ученым, выводы которых постоянно подвергаются сомнениям, ибо большая часть того, что мы привыкли считать нашей культурной эволюцией, в действительности оказывается интерпретацией, здесь на рубеже III - II тысячелетий до нашей эры возникла первая европейская цивилизация. Названная Эвансом минойской по имени легендарного Миноса, признанная учеными высочайшей цивилизацией человечества и ставшая истоком европейской культуры. Ведь минойская была колыбелью древнегреческой, - во всяком случае, постольку, поскольку ученые не знают другой колыбели, еще более ранней.
    Руины ее раскопали только в начале ХХ века. Наиболее выдающимся ее памятником является Кносский дворец в Ираклионе. Сохранившиеся его фрески свидетельствуют об особом менталитете мирного и радостного народа. Собственно, этот особый менталитет и представляет для нас в данном случае повышенный интерес.

    Минойцы - не греки. Греки - не минойцы

    Задолго до того, как древние греки стали стремиться к полной физической и душевной гармонии, минойцы, похоже, ее уже обрели. Первая великая цивилизация, предшественница культуры античной Греции, по выводам ученых, была культурой счастливых людей.

    Там еще не было греков, совершавших свои подвиги. В основе общественного устройства лежало не господство, а партнерство. Верховным божеством являлась богиня. Предположение о том, что это была миролюбивая эра, подтверждается еще одним важным фактом - полным отсутствием каких-либо военных укреплений. Ни один дворец не имел крепостной стены. Здесь процветала экономика и развивались искусства. То, что минойское искусство - искусство мажора, видно и не специалистам. А то, что критское искусство - это не стиль, а вкус, признает сегодня и искусствоведение.

    Критская культура не знала понятия трагического. Мрачные настроения - не предмет его отображения. Краски минойской эпохи ярки, живопись многоцветна и жизнеутверждающая. К черному силуэту на фоне красной обожженной глины греки придут гораздо позже.

    Самое интересное в искусстве - это то, чего в нем нет. Ибо то, что люди не рисуют и о чем не говорят, может поведать о них так же много, как и то, что изображено. В минойском искусстве не найти ни одной сцены войны. Здесь нет ни благородных воинов, ни доблестных завоевателей. В этом искусстве центральным религиозным образом была женщина, дающая жизнь, а не мужчина, пронзающий копьем своего врага, или умирающий на кресте, как в наше время. Закономерно было бы высказать предположение, что в обществе, как и в искусстве, тогда господствовала жизнь и любовь к жизни - а не смерть и страх смерти.

    262 символа и миллион загадок

     


    На Крите не было и нет никаких полезных ископаемых. Их национальное богатство - легенды и мифы древней Греции и свидетельства минойской цивилизации, которые кормят и поят их уже много-много лет, не хуже нефтяных скважин и золотых приисков. Лишь афинский археологический музей по богатству собрания превосходит археологический музей Ираклиона, перед посетителями которого проходят шесть тысяч лет человеческой истории.

    Здесь хранятся оригиналы всех фресок, найденные при раскопках Кносского дворца. Здесь собраны и другие наиболее значительные экспонаты Минойской культуры: керамика камарского стиля, с тонкими, как у яйца, и почти прозрачными стенками; резьба по камню, печати, микроскульптура, золотые украшения. Один из главных экспонатов - фестский диск - самое первое минойское письмо, представляющее собой глиняный блин диаметром 16 сантиметров, на обеих сторонах которого по спирали нанесены иероглифообразные знаки. Он сохранился случайно - обжегся при пожаре, разрушившем Кносский дворец. На нем 262 символа, 46 разных. Что они означают, современная наука не знает, но выдвигает предположение, что там написан религиозный гимн богине матери. В современной археологии есть такая удобная тенденция: все, что не могут объяснить, объясняют ритуальным значением.

    …Если внимательно присмотреться через каменные рога быка с кносских развалин на гору Юхтас, в ее очертаниях можно увидеть лицо человека с бородой. Это Зевс, который благословляет всех на посещение Кносского дворца - археологического комплекса общей площадью 22 тысячи квадратных метров. Если не ставить себе целью заблудиться, там можно насчитать 300 помещений разного назначения: царские апартаменты, сокровищницы, мастерские, склады, ванные комнаты… У трона Миноса, которому уже 4 тысячи лет, можно стоять бесконечно, - копия точно такого же находится сегодня в Международном суде в Гааге - Минос слыл правителем мудрым и справедливым… Рядом с гигантскими пифосами - сосудами для хранения запасов оливкового масла, меда и вина и другой провизии, высотой в человеческий рост - удобно думать о прожорливости и запасливости человечества. Они стоят с 1800 года до нашей эры. Их здесь обнаружено более ста. Емкостью - до одной тонны. … Все в Кносском дворце говорит о стремлении сделать каждодневную жизнь как можно удобнее и приятнее. Факт удивительный, но достоверный: дворец имел совершенную водопроводно-канализационную смывную систему, которая была так устроена, что, в отличие от современной канализации, ее чуть ли не в любом месте можно было в случае необходимости легко и быстро отремонтировать. Любопытно, что в начале ХХ века, когда проводились раскопки, канализации на Крите не было, и когда Артур Эванс обнаружил круглое отверстие и вокруг него пепел - предположительно, деревянный унитаз, где сидела царица, он воскликнул: теперь я единственный человек на Крите, у кого есть настоящий туалет! Более того, Эванс думал, что нашел самый древний туалет в мире. И пока это никто не оспорил.

    Шлиман и Эванс

     


    До Эванса к месту, где позднее был обнаружен Кносский дворец, подступался 63-летний Шлиман. Он хотел купить эти земли, но сделка не состоялась. В разных документах причина указывается одна: Шлиман недосчитался оливковых деревьев на участке, и не стал заключать сделку с турками. Но скорее всего, здесь сыграла свою роль его раздражительность - не из-за оливковых же плантаций Шлиман присмотрел этот райский уголок земли, - ученого с мировым именем возмутил тот факт, что его попытались обмануть. Историк и журналист Эванс был менее щепетилен, а главное - был моложе Шлимана. У 48-летнего англичанина было на пятнадцать лет в запасе больше. В марте 1900 Эванс приобрел здесь землю, - он был человеком богатым, и мог, подобно Шлиману, на свой страх и риск распоряжаться значительными суммами. В первые же дни он обнаружил украшенные фресками стены, домикенскую керамику и глиняные таблички с надписями. К концу сезона была раскопана четверть комплекса кносского дворца. Годом позже Эванс объявил: ему понадобится по меньшей мере еще год, для того чтобы раскопать все, представляющее интерес для науки. Эванс ошибся. Четверть века спустя он все еще продолжал свои раскопки на том же месте…

    В современной археологии Артура Эванса принято ругать: тогдашняя технология раскопок была не столь совершенна, а главным "преступлением" ему вменялось то, что желая уберечь ветхие стены дворца от губительного воздействия солнца и дождя, Эванс укреплял их бетоном; те стены, что казались позднейшими, ломал, другие надстраивал, формируя облик дворца в соответствии со своими представлениями, - он хотел представить Кносский дворец романтическими древними руинами… Но к его чести, надо сказать, что он не вывозил сделанные находки за пределы Греции: все они остались в музеях Крита и Афин. Он тратил громадные личные средства на расширение и благоустройство раскопок. И умер в 90 лет счастливым человеком - он собственноручно извлек из исторического небытия угасшую культуру и предъявил ее человечеству.

    Минойский матриархат


    …Осиная талия, сильно накрашенное личико, огромные глаза, прическа, на которую явно был потрачен не один час, прозрачные кружева на плечах, - обольстительное создание, чью элегантность и грациозность не подпортили даже тысячелетия, проведенные в земле... "Это же настоящая парижанка!" - воскликнул один из рабочих Эванса, увидев фреску с изображением молодой минойской дамы. Она и впрямь напомнила археологам изысканных француженок начала ХХ века, а имя "парижанка" закрепилось за ней до сих пор.

    Из-за нее в критской живописи некоторые искусствоведы находят первые проблески импрессионизма, и подводят изысканность критского искусства к декадентству, отмечая, правда, что импрессионистская мимолетность видения критского живописца исходит не от пресыщения, а от молодости… По "парижанке" судят о минойской моде, хорошо отражающей строй мыслей и стиль жизни минойского общества, в котором женщине была уготована большая социально-политическая роль.
    Как выглядели женщины той эпохи? Они, как и мужчины, были стройными и низкорослыми. Носили много драгоценностей: перстни, ожерелья, серьги, диадемы, золотые подвески, шпильки... Минойские мужчины не пренебрегали украшениями тоже, - они красуются на их запястьях и шеях. "Минойки" любили пышные платья с длинными юбками и открытым корсажем, оставлявшим грудь обнаженной, красили губы и ресницы, лица прятали в тени, чтобы кожа была бледной. Они явно не похожи на гаремных затворниц, которых мужья или отцы выпустили из заточения по случаю большого общенародного праздника…

    Критские женщины имели неестественно узкую талию и изящное телосложение. Минойские мужчины также обладали стройным, почти девичьим станом. И мужчины, и женщины носили длинные, хорошо уложенные волосы. Сравнения можно проводить долго и с одним результатом: в произведениях минойского искусства мужчины имеют довольно женственный вид. На фресках из Кносса их различают только по расцветке - мужчин рисовали с красновато-коричневой кожей, тогда как минойских женщин наделяли белоснежной. Последние же на всех фресках изображены посещающие религиозные церемонии, танцующие и состязающиеся в полном равенстве с мужчинами. Женщины там были не просто свободны: все ученые сходятся в одной мысли - у минойцев был матриархат. И присущая минойской культуре система ценностей была ориентирована прежде всего именно на женскую психику, - правила жизни и темы искусства там задавала женщина. И к чему все это привело?..

    Гнев богов или интриги женщин?


    От Кносского дворца, построенного около 1900 года до нашей эры, разрушенного землетрясением в 1700 году до н.э., полностью восстановленного, и окончательно рухнувшего после пожара (поджога?) 1400 года до н.э., остались одни руины. То, что не разрушили природные катаклизмы и не сжег огонь, в римскую эпоху растащили люди. Они использовали камни как стройматериалы для своих домов, - но сейчас речь не о варварском отношении к культуре предков, а об обрыве минойской истории и упадке их цивилизации.

    Строй мыслей и чувств создателей критской культуры остается до сих пор загадочным: их иероглифическая письменность и линейное письмо "А" еще не расшифрованы. Зато богаты вещественные остатки критской старины, красноречиво свидетельствующие: минойцы имели очень слабый интерес к искусству войны. Жили счастливую, но недолгую жизнь - тогда пятьдесят лет считалось глубокой старостью, и солидный возраст наступал у мужчин 35, а у женщин в 27 лет. Но со временем даже о самом существовании уверенных в себе женщин минойского Крита было забыто…

    Почему они погибли? От землетрясений, разбушевавшихся на соседнем острове, когда высота волны цунами, взявшего старт возле Санторина, равнялась двумстам метрам? От массового психологического шока, ведь тотальная природная катастрофа означала, что высшие силы, которым они поклонялись, покарали свой народ? От вторжения на Крит иноземцев и поджога при набегах варваров? От гнева Богов? Или из-за интриг женщин, ведь там, где правят женщины, никакие нити Ариадны не приведут к универсальной истине: их будет миллион, и каждая окажется права…

    От древнего театра идет дорога, соединяющая большой Кносский дворец с малым. В нем и сегодня ведутся раскопки, - дворец уже виден над землей, но пока закрыт для посещения. Очевидно, что работы надо продолжать, исследуя и дно возле побережья Крита. В наше время, когда миролюбие стало остро необходимым для выживания человечества, разница между общественным строем Крита и соседних цивилизаций может представлять больше чем просто академический интерес.

    …Фестский диск не расшифрован и никогда не будет расшифровываться - слишком мало текста этого письма, - считают одни. Новые раскопки откроют нам тайны гибели первой европейской культуры и помогут обрести мировую гармонию - искренне верят вторые. А нам же остается только надеяться, что правы окажутся последние. И что вовсе не священный гимн написан на фестском диске, а завещанные нам древними формула любви и секрет мировой гармонии, за которые люди не пожалели бы ни одно сокровище мира. Там среди символов - изображение бегущего человека в коротких штанах. Быть может, вот уже четыре тысячи лет он спешит сообщить человечеству секрет счастья?

    Поделиться