23.08.2005 23:00
Поделиться

Чем грозит отмена лицензий для таксистов?

"Наши люди на такси в булочную не ездят", - говаривала небезызвестная героиня всеми любимой "Бриллиантовой руки". В наши времена эта фраза обрела новую реальность: поездка на такси может быть просто опасной.

Эх, прокачу!

Желтые и всяких прочих цветов, с шашечками и без такси прочно вошли в нашу жизнь. Припозднился - легковая по вызову выручит, на работу опаздываешь - опять зеленоглазое авто поможет. Хочешь прокатиться подешевле - и такое возможно. На каждого легального таксиста, если верить неофициальной статистике, приходится не менее пяти так называемых "бомбил", согласных довезти чуть ли не вдвое дешевле от официальной таксы.

К примеру, в Ярославле подошедшее по вызову такси обойдется клиенту в пятьдесят рублей. После пяти километров - за каждый новый к названной сумме автоматически плюсуется еще по пять рублей. В ночное время, в зависимости от совести извозчика, тот может взять сумму гораздо большую от официально заявленной. Теневые же таксисты более сговорчивы и никогда не будут заламывать цену.

Беспорядок в таксоизвозе всегда был редкостный. Традиционно получали лицензию крупные фирмы, под флагом которых колесили по городу десятки машин. Обычные же водилы все больше занимались нелегальным извозом. Благо юридических механизмов, позволяющих привлечь их к ответственности за такое пренебрежение законами, практически не существовало и не существует по сей день.

Вот, к примеру, решил гражданин Н. подзаработать на своей машине. Встал рядом с прочими таксистами в пользующемся спросом месте, а дальше - как фортуна улыбнется. Естественно, никаких налогов государству он не отчислял и за безопасность пассажира отвечать не собиралсяЕ И попробуй придерись! Тому же сотруднику ГИБДД, остановившему для проверки документов, всегда был готов ответ: "Родственника на дачу везу".

Шашки к бою!

Легальные и теневые таксисты в борьбе за клиента мериться силушкой богатырской не гнушались. Для Москвы "кулачные" взаимоотношения потомков Адама Козлевича давно стали прозой жизни. В провинции тенденция наблюдалась та же, лишь масштабы были иные.

В Ярославле серьезных таксистских баталий никогда не приключалось, хотя люди знающие не отрицали: была пара-тройка столкновений между двумя противоборствующими станами. Но топор войны тогда же удалось благополучно зарыть обратно. За последний год в области наметилась даже новая тенденция: и индивидуальные предприниматели, имевшие на "балансе" одно авто, стали оформлять лицензию.

К началу этого года, по словам заместителя начальника управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Юрия Стронского, официально право извоза оформили около двух сотен граждан. А всего на легальной основе бороздили дороги около тысячи машин. Хотя платить налоги и спать спокойно по-прежнему предпочитало меньшинство: общее число извозчиков, даже по самым скромным подсчетам, перевалило в области за пять тысяч.

Временем "Ч" для таксистов и пассажиров оказалось первое июля этого года. С этого момента вступил в силу федеральный закон, отменивший в том числе и лицензирование в сфере легковых таксомоторов.

- Теперь времена другие: езжай как хочешь, на чем хочешь и куда хочешь, - кратко, но емко характеризует Стронский ситуацию, сложившуюся на рынке легковых такси.

Вроде бы кому, как не водителям, радоваться принятой мере? Казалось, вольная подписана, лицензию выправлять не нужно, от уплаты налогов тоже можно при желании уйти. Но прогнозы тех, кто некогда потратил месяцы на выправление лицензии, почему-то самые пессимистичные.

- Если раньше хоть какая-то надежда была на наведение порядка, сейчас и мечтать об этом не стоит. Прежде "бомбилы" все же остерегались в открытую с нами конкурировать, сейчас для них преград нет. А о безопасности подобных поездок и речь не стоит вести, - такое мнение корреспонденту "РГ" высказал руководитель одной из ярославских таксофирм. - Недавно приходил ко мне устраиваться на работу парнишка, едва успевший получить водительские права. Парень с виду хороший, но куда ж я его с таким водительским стажем возьму? Людей возить нужно - не дрова. Отказал, а месяцем позже обнаружил его уже работающим в другой конторе. Ну, кто здесь даст гарантию безопасности извоза? Когда лицензирование было, руководители фирм старались все же отбирать "кадры".

Время ЧП

Состояние такси, а вместе с ним и самого водителя, выехавших на линию, - отдельная история. По словам Стронского, даже во времена лицензирования автокатастрофы с участием такси были делом нередким.

- По закону, прежде чем выйти на линию, водитель обязан получить медицинское заключение о самочувствии, машина должна пройти техосмотр (а техническое состояние такси в отличие от обычных авто проверяют дважды в год). Руководитель фирмы обязан провести инструктаж. И только после этого водителю выдавали путевой лист и лицензионную карточку, с которыми он и колесил по городу.

Но даже многочисленные проверки официальных предприятий не гарантировали безопасность перевозок. В Ярославской области с начала года только с зарегистрированными извозчиками произошло три ДТП. Все - по вине водителей. За первое полугодие при комплексных проверках были выявлены нарушения в двенадцати из двадцати четырех лицензированных фирм. Четыре предприятия были привлечены к административной ответственности. Реальные же масштабы ДТП с участием "теневых" таксомоторов и представить сложно.

Сейчас обязанностей проходить медосмотр перед выездом и "блюсти" машину с водителя никто не снимал. В будущем порядок среди таксующих согласно законам призваны навести муниципальные органы власти. С начала 2006 года они на местном уровне должны будут установить правила перевозок, наладить контроль, определить стоянки, проверять своевременную уплату налогов. Но такси-то и сейчас ездят с людьмиЕ

Можно по-разному относиться к Госавтонадзору и лицензированию. Но никто не будет спорить, что до его отмены у государства было больше возможностей по наведению порядка. И если бы за несоответствие у той или иной фирмы отбирали лицензию, а "бомбил" наказывали не пятисотрублевым штрафом, а более внушительными суммами, порядок бы удалось навести быстро. Не случайно в большинстве европейских государств услуги такси лицензированы - ведь этот вид бизнеса напрямую связан с жизнью и здоровьем людей.