19.08.2005 04:00
    Поделиться

    Птичий грипп дошел до Волги

    На одно зараженное селение стало больше в Алтайском крае (прежде оно находилось под подозрением). В Тюменской области болеют 6 населенных пунктов, забито 18,1 тысячи птиц. В Омской и Курганской областях без перемен, зато в Челябинской области инфекция, кажется, прогрессирует: выявлено 2 новых очага болезни, еще 2 пункта под подозрением. В первой заболевшей области, Новосибирской, уничтожено уже 70 тысяч особей. Ранее минсельхоз сообщал, что всего в России забито 113 тысяч птиц. Если условно оценить каждую голову хотя бы в 300 рублей, получается, что частные хозяйства (грипп пока зафиксирован только на одной алтайской фабрике, где забито все поголовье - 9 тысяч кур) понесли потери в 34 миллиона рублей. Косвенные потери фабрик (от срыва контрактов) измеряются, по оценкам специализированных СМИ, уже миллионами долларов.

    Бросается в глаза, что в официальных данных нет ни слова о Калмыкии. Между тем наличие болезни в этом седьмом по счету зараженном регионе уже не вызывает сомнений (хотя пока там гибнут только дикие птицы). С приходом инфекции в Калмыкию грипп вышел на Волгу, то есть на широкий оперативный простор Европейской России. Вообще, похоже, между подозрением и диагнозом проходит слишком много времени - успевают ли власти среагировать? Так, СМИ сообщают, что в черте Екатеринбурга на озере обнаружены мертвые дикие птицы. Значит ли это, что инфекция пришла в Свердловскую область, пока не понятно.

    Владельцы птиц, которых ветеринары уничтожают, сопротивляются, поэтому вчера официальные органы власти в ряде областей напомнили людям, что они попадают за такие дела под административную ответственность и их будут штрафовать. Правда, размер штрафа испугает разве что малоимущих: гражданам грозит наказание в размере от 5 до 10 МРОТ (500-1000 рублей), зато юридическим лицам - до 200 МРОТ (20 тысяч рублей). В то же время пресса открыто пишет, что ряд регионов фактически замалчивает масштабы бедствия, при том, что местного чиновника даже оштрафовать за это нельзя. По сообщению алтайских газет, прибывшие для борьбы с инфекцией ветеринары кулуарно обвиняют в этом чиновников Алтайского края, которые то ли увлеклись борьбой за власть, то ли оказывают протекционизм в отношении птицефабрик и их продукции.

    Но есть польза и от чиновников. Вчера губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский напомнил птицеводам очевидное: "Вы придете к необходимости страхования". Хотя механизм страхования урожая более или менее отработан, выясняется, что птицеводы об этом даже не думали. Теперь придется, хотя страховые компании запросят, естественно, гораздо больше денег за полис, чем он обошелся бы птицеводам до эпидемии.

    Кстати

    Вчера из-за угрозы птичьего гриппа в ряде регионов страны ветеринарная служба отсрочила старт сезона охоты на уток и других диких птиц.

    Даже несмотря на то, что в Свердловской и Пензенской областях ни одного случая подтверждения заболевания птиц не выявлено, местные охотники вынуждены зачехлить свои ружья. Пострадали и охотники Челябинской области - там гуси, утки и куры упорно продолжают болеть.

    Как рассказали "РГ" в пресс-службе Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в настоящее время специалисты проводят профилактические работы на местах: берут анализы крови у пойманных диких птиц, проверяют случаи гибели домашних. Между тем охота на медведей, косуль, зайцев начнется строго по графику.

    - Да мы и сами пока не думали открывать охоту на водоплавающих, - пояснил "РГ" руководитель Союза охотников и рыболовов Свердловской области Анатолий Воличенко. - Тем более если не только сами ветеринары протестуют, но еще и губернатор наш запрет на охоту подписал.

    Подготовила Ирина Огилько

    Поделиться