16.08.2005 02:00
    Поделиться

    Ежегодно в вузах берут взятки на 30 миллиардов рублей

    Российская газета| Анатолий Савельевич, какие жалобы и претензии лежат у вас на столе?

    Анатолий Сидоренко| Они разные. Например, обратилась мать юноши, который поступал в военное училище: сын не стал курсантом якобы по медицинским показателям. Хотя до этого медкомиссию прошел, а в ходе экзаменов его "срезали". Разбираемся. Только что был звонок из поселка в Краснодарском крае. Мама выпускника жалуется, что за сдачу ЕГЭ в школе требовали 500 долларов. Есть жалоба и иного характера - от трех иностранных студентов, которым без видимых причин не выдают выездную визу.

    РГ| На взятки часто жалуются?

    Сидоренко| Конечно. Ведь, по оценкам экспертов, размах коррупции в образовании достигает 30 миллиардов рублей в год. Практически каждый рано или поздно сталкивается с этим явлением. Однако многие обращения анонимны. И это понятно. Как только мы звоним в вуз и спрашиваем о проблеме, нам задают вопрос: "Кто вам такое сказал?" Назовешь имя - и считай, человек отчислен.

    РГ| С какими формами взяточничества вы сталкиваетесь?

    Сидоренко| Это даже не взяточничество, а вымогательство. Сегодня уже мало кто дает "чистые" взятки - банкноты, вложенные в зачетку или паспорт. Теперь в ходу новые формы. Первое - это так называемые подготовительные курсы. Зачастую подготовиться к поступлению предлагают всего за месяц, а то и за две недели. В 2003 году я лично под видом родителя пришел в приемную комиссию Волгоградского института экономики, социологии и права. Мне сразу же посоветовали записаться на курсы, обучение на которых тогда стоило две тысячи рублей. Я им говорю: "Какие курсы, первый экзамен уже через неделю. Разве мы успеем что-нибудь выучить?" А мне отвечают: "У нас хорошие курсы, и мы успеем подготовить вашего мальчика за неделю. Вы, главное, заплатите. Ну, если не на бюджетное, то уж на платное место - с гарантией". Та же картина наблюдалась во многих вузах и сегодня. Кстати, не редкость, когда таким же образом деньги "выкачивают" и со студентов. Валят на экзамене, отправляют на подготовительные курсы (это студентов-то!), принимая квитанцию об оплате. И с улыбкой говорят: "Ну вот, теперь совсем другое дело!"

    РГ| Такое впечатление, что в вуз без взятки не поступишь.

    Исследования показали, что почти 60 процентов мам и пап готовы дать "на лапу", лишь бы их чадо поступило в вуз

    Сидоренко| Сейчас по всей России, от Камчатки до Калининграда, работают 160 местных и региональных отделений нашего общества. Увы, редкий день обходится без подобных жалоб. Кроме так называемых "открытых" взяточников попадаются и мошенники. Эти "трутся" во время вступительной кампании около дверей вуза, где всегда полно родителей. Кстати, последние исследования показали, что почти 60 процентов мам и пап готовы дать "на лапу", лишь бы их чадо поступило в вуз. Вот таких-то и отлавливают ушлые мошенники, уверяя, что имеют в вузе большие связи и могут передать деньги кому надо. А на самом деле это уборщицы, дворники, которые и преподавателей-то в лицо не знают. Они сразу берут некий процент, и если ребенок поступает (совершенно самостоятельно!) - родители доплачивают остальное. Если нет - мошенники возвращают аванс.

    РГ| А какую самую большую сумму требовали за поступление на вашей памяти?

    Сидоренко| 120 тысяч рублей. Это не шутка. В одном из государственных вузов на юге России начиная с сентября предшествующего поступлению года абитуриентам продают бланки договоров для поступления на дневную форму обучения за эту сумму. Такая покупка "гарантирует" поступление: если абитуриент набирает необходимое количество баллов, его зачисляют на бюджетное место, а если баллов недостает, то на платное. Но заплаченных за договор денег в любом случае не возвращают! В первом случае говорится, что деньги пойдут на выплату стипендии, во втором - что это плата за учебу. Между прочим, в прошлом году сумма была вдвое меньше. Я сам был в этом университете, лично стоял вместе с другими родителями в очереди к проректору университета, который их тогда продавал. Мы простояли несколько часов, но "договора" мне не досталось: кончились. Таким образом, конкурса как такового в этом вузе нет. Сколько мест, столько и договоров. Не купил - не поступил. И это государственный вуз! Налицо прямое нарушение ст. 43 Конституции России, гарантирующей каждому гражданину страны право на получение бесплатного образования на конкурсной основе.

    РГ| Вы как-то пытались "разрулить" ситуацию?

    Сидоренко| Конечно. По этому случаю я писал в тогдашнее мин-образование, но получил всего лишь отписку. В прокуратуру Волгоградской области сообщал о платных курсах, на которые отправляли студентов Волгоградского технического госуниверситета (ректор Иван Новаков), "завалив" на лабораторных работах, зачетах. Были все доказательства - квитанции об оплате с фамилиями студентов, номерами групп и названиями кафедр. Но прокуратура почему-то посчитала это обращение анонимным и разбираться отказалась.

    РГ| Как часто в своих разбирательствах вы доходите до суда?

    Сидоренко| Судебный иск - для нас не самоцель. Ведь всем ясно, что если после жалобы студентов начинается суд, то вуз теряет авторитет, а у студентов в 99 процентах из ста будут проблемы, если он захочет закончить учебу в этом же вузе. Именно поэтому мы стараемся решать все проблемы на уровне мирового соглашения.

    РГ| Можно ли побороть коррупцию в образовании?

    Сидоренко| Очень на это надеюсь. Но для этого государство должно перестать вынуждать преподавателей брать взятки, то есть - начать им платить по-человечески. Систему образования надо сделать прозрачной. Особенно это касается процедуры вступительных экзаменов, тут важен общественный контроль. Необходим неформальный контроль и за качеством образования. Надо изменить правила вступительных экзаменов. Особенно в госвузах. Ведь что скрывать, уровень коррупции там даже выше, чем в негосударственных. ЕГЭ - один из вариантов "спасения". Вот вам пример для подтверждения. В этом году в одном из очень авторитетных вузов Москвы мы столкнулись вот с чем: абитуриентка Е., получив на вступительных экзаменах по русскому языку оценку "удовлетворительно", подала апелляцию. Каково же было ее удивление и удивление апелляционной комиссии, когда они увидели, что преподаватель в правильно написанном слове сделал ошибку и эту ошибку посчитал абитуриенту! Более того, не нашел ошибки еще в двух словах. Этот факт ставит под сомнение качество проверки всех сочинений этим "специалистом". И это в столице, в авторитетном вузе!

    Поскольку размах взяточничества в сфере образования стал угрозой для безопасности страны, к борьбе с ним надо привлечь прокуратуру и ФСБ.

       советы эксперта

    Взятки - это пусть и внушительная, но все же верхушка айсберга того произвола, с которым сталкиваются и студенты, и абитуриенты. Гораздо глубже и незаметнее - махинации, связанные с нарушением договоров, прав учащихся. Как избежать их? Вот что советует руководитель юридической службы Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Олег Уханов:

    - В приемной комиссии каждого вуза должны находится документы, подтверждающие аккредитацию вуза, лицензию, перечень образовательных программ. Эти сведения должны предоставлять абитуриентам, родителям, а также студентам по первому требованию. В некоторых вузах на доске объявлений висит просто титульный лист лицензии, что усыпляет бдительность. Но всегда важно увидеть документ полностью, с приложениями: какие программы и специальности лицензированы. Иначе может получиться, что пять лет вы отучитесь по нелицензированной специальности, а узнаете об этом только при получении диплома. На работу устроиться с таким образованием будет сложно.

    В некоторых негосударственных вузах руководство вводит на последнем курсе образовательные программы, не входящие в госстандарт. Якобы для более углубленного изучения. А на экзамене на этих программах студентов "валят" и отчисляют. Чистой воды нарушение. Ведь студент знает всю программу по госстандарту - какие основания не выдавать диплом? Конечно, многое в вузе зависит от преподавателя, от его субъективной оценки.

    Еще одна проблема - возврат денег за обучение. Бывает так: человек поступил на платное отделение госвуза или в коммерческий вуз. Оплатил обучение, а после первой сессии понял, что не тянет, или просто решил уйти. Договор расторгается, а где деньги? Чтобы заранее четко знать, можно ли получить обратно какую-то сумму, при оформлении договора вы вправе потребовать смету. Тогда узнаете, на что пойдут ваши деньги и останется ли что-нибудь в случае расторжения договора.

    Поделиться