16.08.2005 02:00
Поделиться

В Москве закончилось заседание ЕврАзЭС

Передачу эстафетной палочки Казахстан обставил весьма эффектным жестом. В одностороннем порядке изменил часть своих таможенных тарифов, подогнав их под российские и белорусские. Таким образом, теперь в сообществе совпадают 62 процента всех тарифов.

Сегодня чиновникам ЕврАзЭС приходится работать с удвоенной энергией. Дело в том, что к 2006 году следует принять более ста шестидесяти документов, которые должны вывести пять стран на единое экономическое пространство. Об этом договорились пять президентов еще два года назад, утвердив так называемые "Приоритетные направления". Но прошлый год стал по сути дела провальным. В России приступили к широкомасштабной административной реформе. Одни министерства и ведомства укрупнили. У других изменился статус. Третьи исчезли вовсе.

"Стало непонятно, с кем договариваться, - так прокомментировал этот период интеграционных отношений постоянный представитель Казахстана в ЕврАзЭС Рустам Джиенбаев. - Мы здорово забуксовали..."

Следы этой "пробуксовки" ощущаются и сегодня. Однако насыщенная повестка дня московской встречи позволяла надеяться: период некоторой расслабленности прошел. И эти ожидания оправдались. На заседании комиссии постпредов рассмотрено Соглашение о применении технических, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований и мер в государствах Евразийского экономического сообщества. Пять стран подпишут Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования и Протокол о единых правилах применения государствами-членами Евразийского экономического сообщества экспортных, импортных и тарифных квот.

Что это означает на практике?

Как известно, время от времени внутри сообщества вспыхивают то стальные, то цементные конфликты. Например, Россия установила своеобразный налог на изделия из стали, которые поставляет Казахстан в самое крупное государство сообщества. Казахстан не остался в долгу, заставив потребителя переплачивать за российские конфеты. Ничего хорошего эта война нервов не принесла. Теперь же предлагается определять эти квоты (если уж без них нельзя) на конкурсной основе. Каждая из сторон будет предлагать такое решение, которое бы не ущемляло интересов соседних стран.

Есть еще один деликатный вопрос, который не получил развития в Москве. Из года в год Беларусь не доплачивает взносы в единый фонд сообщества. Практически вся организация существует за счет налогоплательщиков России и Казахстана. Когда на заседаниях председательствовал Казахстан, ему время от времени удавалось заострить этот неудобный вопрос. Не получится ли так, что теперь он вообще исчезнет из повесток дня, как это произошло только что?