12.08.2005 02:00
    Поделиться

    Воронеж: Число преподавателей-взяточников растет

    Со дня на день будут подведены итоги вступительных экзаменов. С начала июля абитуриенты атакуют вузы, пытаясь попасть в стены хоть одного из них любыми путями. Иногда честными, иногда не очень.

    Причем второму нередко способствуют сами преподаватели, принимающие экзамены у бывших школьников за определенное, заранее установленное вознаграждение. Количество дел на преподавателей растет – то ли брать стали больше, то ли выявлять такие преступления стали чаще. Но как бы то ни было, в «золотую пору», во время сессий и вступительных экзаменов, сотрудники правоохранительных органов выявляют основную часть взяточников.
    Известно, что одна из основных проблем при выявлении взяточника – это отсутствие официального заявителя. Зачастую люди боятся последствий своего обращения с заявлением в соответствующие органы. Прежде, чем написать заявление на заведующего кафедрой, доцента, или даже профессора, студент тысячу раз подумает. Его шаги становятся смелее и увереннее, если рядом с ним товарищи, оказавшиеся в том же положении. И тогда на столе в управлении по борьбе с экономическими преступлениями появляется сразу несколько заявлений.

    Правда, нередко за своих чад пекутся родители. Некоторые, чтобы одолеть нечистого на руку преподавателя, торопятся посетить кабинет ректора. При этом последний всяческими способами пытается уговорить заботливую мамашу вместе с ребенком пойти в милицию и написать заявление. Но разумное предложение, как правило, отвергается на корню. Зачем портить ребенку будущее? А мало ли как дело повернется?

    – В таких случаях, насколько мне известно, руководство вузов самостоятельно старается принять меры к нерадивому сотруднику, – пояснил нашему корреспонденту начальник отделения управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Воронежской области Константин Шрамов. – Иногда дело доходит до увольнения.

    Стоит пояснить, что собственно ректор или кто-либо из его заместителей написать заявление на провинившегося подчиненного не вправе. О взятке в милицию может сообщить лишь лицо, которое непосредственно причастно к процессу в качестве пострадавшей стороны. И только в письменном виде.

    – Мы можем досконально знать обо всех похождениях того или иного преподавателя, – продолжает Шрамов. – Но оперативно разрабатывать его – не имеем юридического права. Привлечь к уголовной ответственности вправе лишь после обращения в милицию пострадавшего студента с соответствующим заявлением. Лишь после этого начинается процедура с целью –  взять зарвавшегося преподавателя с поличным. Испытанный способ с «мечеными» купюрами здесь – наиболее эффективен.

    Дальше все по схеме – возбуждается уголовное дело (как правило, по статье 290 УК РФ), при беседах со студентами или абитуриентами всплывает ряд других фактов аналогичного толка…
    Обычно заявление пишут на тех людей, кто практикует взятки регулярно. Иногда уже после взятия с поличным в ходе оперативной разработки «клиента» сотрудники ГУВД поднимают ведомости за прошлые сессии, чтобы выявить другие эпизоды взяточничества. А здесь уж коррупционера можно вычислить элементарным способом – по нескончаемой  цепи задолженников.

    – Это проверенный способ – когда преподаватель организует себе задел в виде «хвостатиков», – уточняет Шрамов. – Да кто-то может знать предмет лучше, кто-то – хуже. Но не все же студенты разом! Иногда даже невооруженным глазом видно, кто занимается взяточничеством. Некоторые «труженики науки» живут явно не по средствам. А когда мы берем такого человека, он даже толком и сказать не может, откуда у него столь шикарное имущество.

    При задержании нечистых на руку преподавателей, могут возникнуть сомнения на счет обоснованности и чистоты «эксперимента». Мало ли, может заявитель оговаривает честного человека? Потому все задержания основываются только на реальных доказательствах. Кроме того, заявителя заранее предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложные данные.

    – У нас нет практики дел, которые базировались бы на косвенных доказательствах, – говорит Шрамов. – Бывало даже так: сделка назначена, опергруппа наготове, все участники на местах. И тут преподавателя, который еще вчера за прием экзамена просил энную сумму денег, будто что-то озаряет. Мол, погорячился я что-то, ты, дружок, и так все знаешь. Оценку я тебе и бесплатно поставлю. И все – здесь мы бессильны что-либо сделать.

    Все действия правоохранительных органов с «мечеными» купюрами проверяются прокуратурой. Кроме того – фиксируются на аудио и видеопленку, что потом в качестве вещественно-доказательной базы демонстрируется в суде. Недавно именно в сфере образования с оперативными мероприятиями одного из взяточников произошел, чуть ли не комический случай. Как только оперативники ринулись на «штурм», подозреваемый ловко кинул пачку меченых купюр в сейф. И захлопнул его. Денег нет – значит, и состава преступления нет. Но судорожные движения преподавателя были зафиксированы на видеопленке. Так что пришлось вызывать спасателей на помощь с бензопилой и взламывать сейф.

    При этом надо сказать, что в уголовных делах, как правило, фигурируют не столь значительные суммы. На данный момент к судебному производству готовится дело профессора Воронежской государственной технологической академии Галины Ш. Она была задержана 29 июня при получении взятки в полторы тысячи рублей за сдачу экзамена по своему предмету – физике. Скоро должно уйти в суд дело бывшего заведующего кафедрой философии и социологии Воронежского государственного торгового университета Олега К. Его карьера в этом вузе рухнула 7 февраля, когда с группы студентов за прием экзамена тогда еще заведующий кафедрой выудил 7 тысяч рублей.

    На скамью подсудимых в скором времени должна сесть и доцент кафедры экономики строительства Воронежского государственного архитектурно-строительного университета Софья Д. Ее взяли с поличным на двух тысячах рублей.

    – Когда мы стали разбираться в этой ситуации, то даже несколько жаль стало девушку, действительно находящуюся в затруднительном материальном положении, – объясняет Шрамов. – В принципе, можно понять, что толкнуло ее на получение незаконной прибыли.
    Но последний случай – скорее исключение, чем правило. Обычно все же мотив очевиден – неуемная корысть…