29.07.2005 03:01
    Поделиться

    Командира батальона "Восток" привлекут к ответственности

    Один из командиров подразделений батальона "Восток" будет на днях привлечен к уголовной ответственности. Об этом вчера сообщил прокурор объединенной группировки войск на Северном Кавказе Максим Топориков.

    Напомним, что по закону привлеченным к уголовной ответственности человек считается с момента предъявления ему обвинения. Но уже сейчас становится ясным, что же на самом деле происходило вечером 4 июня этого года в некогда казачьей станице Бороздиновской Шелковского района Чечни. И что важно, выводы журналистского расследования корреспондента "РГ" практически полностью совпадают с предварительными выводами военной прокуратуры. Забегая вперед, скажем несанкционированная зачистка стала ответом, а точнее кровной местью бойца-ямадаевца на убийство его отца бандитами, жителями станицы Бороздиновская.

    Проблема в одном - заслуженная в общем-то расплата бандитам и их немым прихвостням и молчаливым пособникам вошла в противоречие с нормами действующего российского законодательства. Но по-другому ямадаевцы не смогли. Они выбрали закон гор.

    Следственная группа прокуратуры работает своим чередом, а чеченские политики заявляют о провокационном характере и внешнем факторе, который якобы просматривается в действиях бороздиновцев.

    Только до сих пор было достоверно неизвестно, кто же устроил кровавую зачистку в станице и почему.

    По версии самих бороздиновцев, к ним средь бела дня приехали бойцы батальона "Восток" во главе с командиром Сулимом Ямадаевым на бронетранспортерах, сожгли несколько домов и забрали с собой 11 местных жителей.

    Сулим Ямадаев тогда же сказал корреспонденту "РГ", что никогда не был в Бороздиновской, не отдавал приказа проводить в станице спецоперацию.

    Кто прав и кто лукавит? Чечня славится тем, что в ней невозможно ничего утаить и знаменитая "цыганская почта" работает без перебоев. Могу по опыту подтвердить: как правило, "народная информация" бывает самой точной. Так вот, эти наши источники в один голос подтвердили: Сулим Ямадаев не соврал, он действительно не был в Бороздиновской и не приказывал ее зачищать. А разборки на почве кровной мести провели все-таки его люди.

    А случилось в Бороздиновской вот что. Кровавой трагедии предшествовало убийство местного лесника. Этот старик, осматривая лесные угодья, случайно наткнулся на вооруженных людей, среди которых узнал многих жителей станицы. Он поспешил домой и рассказал обо всем, что видел, своему сыну, который служит у Ямадаева. Бандиты оказались проворнее, чем можно было даже ожидать, - в тот же вечер они убили старика.

    Взбешенный сын не стал спрашивать разрешения у командира, да по горским обычаям и не требовалось никаких разрешений по таким поводам. В Бороздиновскую поехали только добровольцы. Сначала они прочесали лес, а потом пришли в станицу, в дома бандитов, которых видел лесник. И что характерно, первые пару дней после зачистки все было тихо. Сами местные аварцы, не связанные с бандитами, высказывались в том духе, что наконец-то это осиное гнездо разворошили. А гнездо, надо сказать, было еще то.

    Изначально станица Бороздиновская была казачьей, но в 1957 году в нее приехали несколько аварских семей чабанов. Земли окрест считаются самыми плодородными и наиболее пригодными для овцеводства. Постепенно за полвека аварцы потеснили в станице исконное казачье население. А после развала Союза, когда к власти в Чечне пришли террористы, басаевцы просто изгнали из села русских. В середине девяностых известный местный преступный авторитет Шапи Микатов сколотил здесь банду, и довольно быстро микатовцы стали грозной силой. Они не гнушались никаким криминалом, но фирменным их знаком стала работорговля. Используя выгодное пограничное положение станицы в Шелковском районе Чечни на административной границе с Дагестаном, бандиты организовали канал переброски похищенных людей из Дагестана и других районов России в Чечню. Солдат и офицеров из войсковых частей Буйнакска похищали пачками, переправляли в Чечню в зинданы, продавали в рабство на местном рабовладельческом рынке в Грозном, отдавали за выкуп или обменивали у федералов на своих пленных боевиков. Бизнес на рабах в середине девяностых оказался столь прибыльным, что банда Микатова из станицы Бороздиновской стала не менее известной, чем, скажем, банды Арби Бараева или Лечи Бороды.

    Один лишь факт. После неудачной попытки переворота в Махачкале 28 мая 1998 года, когда братья Хачилаевы штурмовали Госсовет, банда Микатова организовала переброску трехсот иностранных наемников из Дагестана в Чечню - они в Дагестане оказались не у дел. Наемные террористы из Афганистана, Пакистана, Иордании должны были по предварительной договоренности приплыть в Махачкалу, чтобы поддержать вооруженный мятеж против действующей власти. Но так получилось, что штурм Госсовета начался по ряду причин раньше, чем было запланировано, и иностранные наемники, плывшие на барже, опоздали. Не успели подойти на подмогу и силы из самой Ичкерии. Переворот не поддержал и народ Дагестана. Наемников надо было куда-то девать, тут и помогли бороздиновцы.

    А в 1999 году, незадолго до вторжения банд Басаева и Хаттаба в Дагестан, главаря банды Микатова случайно застрелили на таможне. Но банда осталась, и ее по привычке так до сих пор и называют микатовской. Именно микатовцы и убили лесника.

    Ошибка сына, говорят чеченцы, заключалась в том, что он не смог совладать с чувствами. Зачистку, по их мнению, надо было проводить не демонстративно, а прийти ночью, забрать, кого нужно - и никто бы слова поперек не сказал. Хотя, соглашаются они, это было бы и не по закону, в смысле не по УПК. К тому же, сетуют они, в дело вмешалась политика. Дагестанская оппозиция из так называемого "Северного альянса" мгновенно смекнула, что из ситуации можно развить крупный скандал. Целей две - стравить чеченцев с дагестанцами, у которых и так далеко не безоблачные отношения и тем самым еще сильнее дестабилизировать положение действующей власти в Дагестане.

    Эту же версию, хоть и со многими оговорками, вчера подтвердил военный прокурор объединенной группировки войск на Северном Кавказе Максим Топориков. Понять прокурора можно - следствие еще не завершено. Но в начале вчерашнего дня командир известного батальона "Восток" Минобороны РФ Сулим Ямадаев признал, что его подчиненные причастны к событиям в Бороздиновской. После этого заявления Топориков и посчитал возможным приоткрыть завесу тайны вокруг событий в станице Бороздиновской.

       Компетентно

    Наш специальный корреспондент дозвонился до Ханкалы и переговорил с военным прокурором.

    Российская газета | Военная прокуратура прояснила картину событий в Бороздиновской?

    Максим Топориков | К настоящему времени допрошены практически все жители станицы, являвшиеся участниками известных событий, а также сотрудники Шелковского РОВД и военнослужащие батальона "Восток", всего более 1500 человек.

    Установлено, что в ночь со 2 на 3 июня группа боевиков из незаконных вооруженных формирований совершила в этой станице ряд тяжких преступлений, в том числе убийство гражданина Ахмадова - отца одного из военнослужащих батальона "Восток". В это же время одно из подразделений этой воинской части выполняло боевую задачу, осуществляя поисково-засадные мероприятия в Шелковском лесу. Военнослужащим этого подразделения стало известно об убийстве Ахмадова. Они, не ставя в известность свое командование, самовольно прекратили выполнение поставленной им задачи и прибыли в станицу для розыска и задержания убийц отца своего сослуживца.

    РГ | Есть ли задержанные по этому делу?

    Топориков | Пока нет. Но прокуратура выяснила, кто виновен в рейде на Бороздиновскую, и на днях ему будет предъявлено обвинение.

    РГ | Это тот ямадаевец, у которого бандиты убили отца?

    Топориков | Нет. Тот служит рядовым бойцом, а привлекать к ответственности прокуратура будет командира одного из подразделений батальона "Восток". Днем 4 июня он, превышая власть, незаконно отдал приказ на проведение обысков в частных домовладениях и на задержание родственников и знакомых разыскиваемых бандитов. Ему может быть предъявлено обвинение по статье "превышение служебных полномочий".

    РГ | Вы можете назвать фамилию того, кому будет предъявлено обвинение?

    Топориков | Его фамилия не разглашается в интересах следствия.

    Прямых доказательств, подтверждающих похищение или убийство военнослужащими местных жителей, к настоящему времени не имеется. В то же время эти версии требуют дополнительной проверки, которая и проводится следственным путем. Имеются большие противоречия в показаниях самих бороздиновцев, которые воспринимают все события как единую картину. Тем не менее нельзя исключить, что после так называемой паспортной проверки была предпринята провокация самими бандитами, которые под видом военных сразу после ямадаевцев зашли в село.

    Вечером того же дня в станице велась стрельба из огнестрельного оружия, гранатометов, были подожжены несколько домовладений, убит местный житель, гражданин Магомазов. В связи с этим назначены криминалистические исследования изъятых с места происшествия гильз, а также пожаро-взрывотехнические и иные экспертизы. Всего назначено и проводится более 50 экспертных исследований. Причем экспертизы будут проводить в различных городах России - только затем, чтобы исключить возможность подкупа и сговора.

    РГ | То есть вы подозреваете, что ямадаевцы могут оказаться не виноваты в исчезновении 11 сельчан? Кстати, известно, что с ними случилось?

    Топориков | Достоверных сведений о том, где находятся 11 человек из станицы Бороздиновской, нет. Теоретически они могут быть даже в лесах в рядах бандформирований. Это не выглядит нереалистически, учитывая изначальную бандитскую подоплеку всей ситуации.

    РГ | Все ли жители Бороздиновской вернулись сейчас из палаточного городка в Дагестане, и почему они во второй раз покинули свои дома?

    Топориков | Сразу после того, как жители Бороздиновской в первый раз вернулись из палаток в свои дома, начались выплаты компенсаций. К сожалению, тут же начались подтасовки, и под видом жителей станицы Бороздиновской на компенсации стали претендовать люди, которые никакого отношения к этому селу не имеют, и выплаты пришлось немедленно приостановить.

    Не знаю уж, кто посоветовал людям, но они вновь покинули свои дома в знак протеста. Правда, сейчас почти все семьи из Бороздиновской вернулись домой.

    Поделиться