21.07.2005 00:00
    Поделиться

    Как получить страховку за разбитый на ухабе автомобиль

    Полный асфальт

    "До катастрофы еще далеко", – заявляют некоторые городские чиновники, говоря о состоянии дорожного полотна на воронежских улицах. Такая оптимистичность, в лучшем случае, настораживает, потому что невозможно отмахнуться от того факта, что водители неустанно попадают в аварии из-за разбитых дорог. И пока административные работники ведут виртуальный подсчет средств, необходимых для ремонта полотна, реальные автомобили разбиваются, переворачиваются, не подлежат восстановлению, а их владельцы попадают в больницы и вгоняются в долги.

    По большому счету, воронежские автолюбители, попав в очередной раз в яму, предпочитают отмалчиваться или "высказываются" в пустоту. Они продолжают свой путь, уже мало следя за ситуацией на дороге и упорно выискивая выбоины в асфальте. Однако, как выясняется, так поступать нецелесообразно: есть другой способ добиться если и не хороших дорог, то хотя бы компенсации за поврежденную машину.

    Официального учета количества выигранных дел в суде, в которых фигурирует потерпевший (автовладелец) и ответчик (дорожная служба или администрация), не ведется. Но известно, что подобные прецеденты в Воронеже уже были. А за последний год, в связи с ухудшением дорожных условий, суды все чаще рассматривают подобные случаи.

    От частников к общему

    В одной из страховых компаний корреспонденту "РГ" рассказали, что рассматривали дело по ДТП, которое произошло из-за плохой дороги. Иномарка попала колесом в яму на дороге, ее развернуло и машина свалилась в кювет. Причиненный ей ущерб составил 20 тысяч рублей. Страховая компания выплатила деньги хозяину иномарки, но воспользовалась своим правом регресса – потребовала возместить свои убытки у "лица виновного". Казалось бы, дело – выигрышное: водитель двигался по дороге, соблюдая правила, и разбил машину не по своей вине. Однако страховщики все-таки предпочли дело закончить, так как оказалось невозможным определить, кто ответственный за этот участок дороги – то ли крупное предприятие, рядом с которым произошла авария, то ли муниципальное хозяйство.
     О нескольких выигранных делах рассказал юрист Валерий Зорин. На улице 9-е Января "Жигули" попали в вырытую траншею. При выяснении обстоятельств оказалось, что виновна в аварии некая организация, которая строила заправку. По правилам, строители должны были обозначить место каким-либо знаком, но они этого не сделали. Причем сами хозяева фирмы утверждали, что флажки были, но их украли.

    Виновным в нескольких ДТП была признана и другая строительная организация, занимавшаяся восстановлением дорожного полотна. Прежде чем его восстановить, рабочие вскрыли довольно большую часть асфальта. В эти рвы попало сразу несколько машин. К организации было предъявлено пять исков.

    С постановлением сотрудников ГИБДД не согласился владелец иномарки, столкнувшийся с другой машиной из-за дорожных условий. Как следует из его объяснений, он ехал по городской улице со скоростью 60 км/ч. Неожиданно его автомобиль стало разворачивать поперек дороги, а затем и вовсе вынесло на встречную полосу, где он "протаранил" другую машину. Осматривая место аварии, хозяин иномарки увидел, что полоса движения, по которой он ехал, покрыта слоем жидкой грязи толщиной 20-30 см. Оказалось, что грязевой поток стекает с близлежащей стройки по вырытой траншее. Прибывшие на место ДТП инспекторы посчитали его виноватым в аварии. Однако автовладелец начал обжаловать это постановление в суде. В качестве доказательств он привел ГОСТы, по которым проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Кроме того, место, где строители развели грязь, не было обозначено соответствующими дорожными знаками или ограждающими устройствами. Хозяин иномарки будет продолжать процесс, так как считает виновником аварии строительную фирму. И, по оценкам экспертов, у него есть все шансы выиграть дело.

    Как рассказал генеральный директор одной из страховых компаний Владимир Солдатов, зимой этого года ситуация на дорогах обострилась настолько, что в день к ним обращались по 5-6 автовладельцев, попавших в ДТП из-за нерасчищенных дорог. А в дни гололедицы и того больше. "У водителей просто руки опускались, и, к сожалению, они готовы были признать свою несуществующую вину – мол, не справились с управлением, виноваты, – рассказывает страховщик. – А часто случается и такое, когда машина стоит припаркованная и в нее въезжает другая, потому что объезжала яму на дороге".

    С кого взыскать

    Стоит отметить, что шансы выиграть судебный процесс напрямую зависят от вида страховки. Например, если машина застрахована по ОСАГО, то автовладельцу ничего не остается, как подавать в суд на дорожное хозяйство, администрацию или райдез самостоятельно. Дело в том, что если машина попала в аварию из-за дорожных условий, то страховой случай не наступил, так как ОСАГО – это страхование перед третьими лицами.

    Другой случай – КАСКО, когда страхуется непосредственно корпус автомобиля, риски угона и ущерба. Но и тут надо внимательно подписывать страховку, так как условия разные – полная и неполная страховка. Если машина полностью застрахована по КАСКО, тогда владелец машины получает деньги за причиненный ущерб или страховая компания оплачивает ремонтные работы. По такому виду страховки уже страховщики в свою очередь могут подать в суд на возмещение денежных средств с администрации или того, кто виновен в плохом состоянии дорожного покрытия.

    Инспекторский развод

    Почему же, попав в аварию из-за плохой дороги, автовладельцы не отстаивают свою точку зрения, а идут по принципу "столкнулись и разошлись"? Как рассказал юрист Валерий Зорин, в большинстве случаев инспекторы ГИБДД, прибывшие на место аварии, чтобы снять с себя лишнюю заботу, предпочитают объяснить водителю, что тот сам виноват: "надо было смотреть, куда едешь" или "разве не знаешь, что дороги плохие?". В таком случае участники ДТП должны настоять на официальном составлении протокола с места аварии.

    – Несмотря ни на какие отговорки, – поясняет Зорин, – инспектор дорожной службы обязан разобраться, чей участок дороги, кто раскопал яму, и прочее. Если на руках у вас будет правильно составленная схема ДТП, экспертная оценка причиненного ущерба, то выигрыш в суде гарантирован. Но при этом надо внимательно читать те документы, которые вам дают инспектора. В ваших же интересах сделать это оперативно, "по горячим следам".

    Конечно, городские дороги оставляют желать лучшего, и наказывать виновных надо. По крайней мере, стараться. Но одно дело выиграть судебную тяжбу, а другое – получить деньги с виновных. Выплаты возмещения ущерба с бюджетных организаций или администрации без бюджетных средств можно ждать бесконечно.


    Кстати

    По информации ГИБДД Воронежской области, 47 процентов аварий в городе происходит из-за плохого качества дорожных условий. Причем, более половины этих дорожно-транспортных происшествий приходится на определенные улицы. Так называемых "очагов аварийности" в Воронеже насчитывается более 170.
    Ямы, продольные и поперечные трещины, просадки и выбоины – повсеместно на всех улицах города. Из 1300 городских улиц в немедленном ремонте и реконструкции нуждаются 900, то есть 70 процентов. По официальному заявлению областной инспекции, два моста и пять магистральных улиц вообще подлежат перекрытию из-за аварийного состояния
    .

    Поделиться