В Воронеже товарищества собственников жилья имеются примерно в десятой части домов (в других российских городах ситуация аналогичная). По мнению специалистов, для того чтобы охватить товариществами весь жилой фонд, потребуется два-три года. Правда, как показывает опыт, организация ТСЖ – это только начало: основные проблемы тогда только и начинаются. Прежде всего жильцам надо сделать выбор, к какому берегу прибиться: как осуществлять полное самоуправление в собственном доме – делегировать полномочия правлению ТСЖ или довериться управляющей компании? В условиях отсутствия квалифицированных специалистов – вопрос совсем не праздный. Области нужны кадры - менеджеры, способные эффективно управлять жилищно-имущественным комплексом. В противном случае «на безрыбье» в «домохозяевах» могут оказаться люди вороватые, и даже просто мошенники. Либо они будут, как говорится, чисты сердцем и душой, но малокомпетентны. В том и другом случае итог один: дом (который, кстати, согласно жилищному кодексу, должен иметь свой персональный счет) может оказаться банкротом.
Как уже рассказывала «РГ», в Воронежской области в рамках реформирования системы отношений в жилищно-коммунальном комплексе, был запущен пилотный проект по созданию товариществ собственников жилья. В Воронеже, который стал основным плацдармом для эксперимента, в проекте участвуют 20 многоэтажных домов. Управляющие этими домами (плюс специалисты, направленные РайДЕЗами) и стали первыми слушателями курсов, организованных силами обладминистрации и архитектурно-строительного университета. Программа обучения была разработана воронежскими учеными, после чего прошла доработку в областной и городской администрациях. Занятия проводились два месяца, в течение этого времени будущим управдомам преподали азы нормативно-правовой базы, экономики и финансирования в жилищно-коммунальном секторе. Студенты также ознакомились с узкими техническими аспектами домоуправления – такими как энергосбережение и инженерное обеспечение жилых зданий.
Новоиспеченные специалисты, которые 18 июля в торжественной обстановке получили дипломы, - возраста, прямо скажем, уже далеко не студенческого: у многих за плечами опыт работы в сферах, не имеющих отношения к ЖКХ. К примеру, староста группы Михаил Семенов – бывший военный, сейчас собирается создавать управляющую компанию. Говорит, что пользу курсов трудно переоценить. Во-первых, будущие управляющие получили теоретические и практические знания, что называется, из первых рук – от лучших специалистов области. Во-вторых, разрозненные до того «первопроходцы» от ТСЖ познакомились друг с другом, смогли поделиться опытом – весьма вероятно, что это «студенческое братство» выльется в создание некой Ассоциации управдомов. И, наконец, по мнению Михаила Семенова, в ходе лекций и обсуждений управляющие, воспользовались возможностью пообщаться «визави» с областными и городскими чиновниками, чтобы заявить о своих насущных проблемах, и тем самым поспособствовать их решению: «К примеру, согласно жилищному кодексу хозяева приватизированных квартир платят за текущий и капитальный ремонт, а как быть с квартирами социального найма? Кто должен платить по этой строке – муниципалитет или проживающий? Если оставить вопрос неурегулированным, тогда собственники приватизированных квартир будут нести дополнительную финансовую нагрузку. С нашей подачи этот вопрос сейчас решается – в мэрии готовят соответствующую нормативно-правовую документацию».
Вице-губернатор Александр Цапин, общаясь с управдомами, заявил, что им отводится большая просветительская роль: «Вам придется совершить своего рода революцию в коллективном сознании, поскольку никакой реформы ЖКХ у нас не получится, если мы не изменим психологию людей, которые должны себя осознать собственниками квартир со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями – моральными и материальными. Да, мы научили вас экономике и финансам, но это не самое трудное, с чем вам придется столкнуться. Человеческий фактор – вот главная проблема». Одним словом, это как в известной песне Окуджавы про темень в подъезде: «Надо б лампочку повесить – денег все не соберем».
Справедливость слов вице-губернатора подтвердила председатель ТСЖ с пятилетним стажем – что само по себе для Воронежа большая редкость – Галина Костюк (бухгалтер по специальности): «Действительно сложнее всего в нашей работе – организовать людей, поскольку в большинстве своем они мыслят старыми категориями и до сих пор не могут понять, что на блюдечке с голубой каемочкой им никто ничего не принесет. При том, что все хотят жить в благоустроенном доме с благоустроенным двором, как только речь заходит о сдаче денег, сразу начинаются проблемы - даже из-за двадцати рублей. К примеру, в нашем доме есть несколько жильцов, которые никогда не оплачивали «жировки», и этих людей, которые имеют по несколько квартир, нельзя назвать бедными. Мы собираемся подавать на них в суд. Однако в целом ТСЖ – куда более эффективный способ управления домом нежели тот же МУРЭП. Наш сантехник обслуживает не десять домов (в этом случае его в течение рабочего дня просто невозможно отыскать), а один. Кстати, у нас единственный в Левобережном районе дом с закрытой дворовой площадкой – недавно даже шлагбаум купили: мы знаем, куда и на что лучше в первую очередь потратить деньги».
По словам начальника областного информационно-аналитического управления Игоря Шепелевича, отпущенным «на вольные хлеба» управдомам по-прежнему будут помогать – методически и организационно. Во-первых, в новой структуре обладминистрации создается Центр региональных реформ, который в том числе займется «сглаживанием» административных барьеров, мешающих реформе ЖКХ. Кстати сказать, в Воронеже, не говоря уже о районах области, существуют проблемы с регистрацией общедолевой собственности – это процедура дорогостоящая (больше 40 тысяч рублей) и длительная – проходит через десятки федеральных, региональных, муниципальных кабинетов. Как результат: сегодня в Воронеже жильцы только трех многоквартирных домов оформили право собственности на прилегающие земельные участки. Поэтому первый заместитель губернатора Сергей Наумов поручил соответствующим службам сократить сроки согласований и снизить расценки, поскольку речь идет не о самочинном мероприятии, а о реализации государственной программы.
Во-вторых, все получившие диплом «управдома» (это касается не только участников пилотного проекта, но и их последователей) будут внесены в единый реестр Управления ЖКХ – своего рода база данных квалифицированных специалистов. В-третьих, при «альма-матер» управдомов создается общественный совет управляющих жилищно-имущественным комплексом, который станет своего рода публичной площадкой для обсуждения конкретных вопросов, связанных с проведением реформы ЖКХ.