Дело в том, что в городе сложилась критическая ситуация с финансированием неотложных нужд: вот уже вторую неделю ребятишки в детских садах сидят на вынужденной диете, о чем «Российская газета» сообщала в номере от 1.06. Детсадовцы питаются «в урезанном варианте» («Им кроме хлеба с молоком дают и другие продукты», – успокоил общественность вице-мэр Юрий Кретинин).
На прошлой неделе поставщики хотели было вовсе оставить детские сады без продуктов, да городская власть вовремя вмешалась. Хотя, надо заметить, что вмешательство это не может в корне изменить ситуацию: пока со «снабженцами» не расплатятся (долг – около 14 миллионов рублей), детские сады в любой момент могут снова оказаться на голодном пайке. Аналогичная ситуация складывается с зарплатой бюджетникам - в тех же детских садах работники, получающие по полторы тысячи рублей, не видели зарплату уже около двух месяцев – и медикаментами. Более того, внушительная задолженность образовалась за инсулин и аппараты "искусственная почка" – 12 миллионов и 3,2 миллиона рублей соответственно. Это при том, что на дворе – лето и не приходится львиную долю бюджетных денег тратить на оплату самой дорогостоящей из коммунальных услуг – отопление.
Руководители Воронежа не устают повторять, что главная причина «дефолта» в городской казне – несправедливые межбюджетные отношения (так называемый узаконенный отъем денег у областной столицы). Борис Скрынников в очередной раз выразил надежду, что Областная Дума с пониманием отнесется к проблемам города и пересмотрит-таки распределение финансов. Впрочем, как показывает опыт, надежды эти – дело бесперспективное.
К тому же закрепленная за городом налогооблагаемая база используется не с полной отдачей: собираемость налогов в Воронеже оставляет желать большего. К примеру, за прошлую неделю в бюджет поступило около 52 миллионов рублей, хотя в идеале – т.е. с учетом выполнения бюджетного плана – ежедневно должно собираться около 20 миллионов. К этим двум основным причинам добавилась еще одна, а именно – иск крупного нефтехемического предприятия, которое занимается очисткой сточных вод на левом берегу Воронежа. Еще в прошлом месяце приставы, исполняя решение суда, арестовали 27 миллионов рублей на счетах финансово-казначейского управления городской администрации. И это, можно сказать, только первая ласточка – всего за очистку сточных вод город задолжал заводу порядка трехсот миллионов рублей.
Ситуация по задолженности не разрешилась до сих пор: по мнению мэра, погашение даже шестой части долга может усугубить кризис неплатежей и вызвать социальный взрыв в городе. Поэтому финансово-казначейское управление в очередной раз берет кредит в 30 миллионов рублей, которые, впрочем, придется отдавать с процентами – так что передышка не будет долгой. Пока же чиновники задались вопросом, на какую из неотложных нужд в первую очередь направить взятые взаймы деньги.
Кстати
По области самая большая задолженность за энергоносители сложилась именно в Воронеже– 80,2 миллиона рублей, из них 57 миллионов числится за муниципальным предприятием «Воронежтеплосеть». Пытаясь вернуть свои деньги, газовики ограничили подачу газа на предприятие. Как следствие сегодня в более чем тысяче многоэтажных домов нет горячей воды. Долги за газ грозят обернуться еще одной проблемой: руководство «Газпрома» может не утвердить заявленные на 2006 год лимиты объемов природного газа. Город, конечно, не останется без газа, но покупать его придется по более высокой цене.