02.07.2005 04:00
    Поделиться

    Правозащитники и военные занялись порядком в армии

    Так продолжается линия военного ведомства на всю большую открытость Вооруженных сил перед обществом. На днях Сергей Иванов и Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин подписали меморандум, дающий зеленый свет правозащитникам в контроле за армейской жизнью. Теперь военные и гражданские поборники солдатских свобод идут дальше. Вчера предметом серьезного обсуждения на расширенном заседании руководящего состава армии и флота стали дисциплина и правопорядок в армии. К взаимодействию военные пригласили политиков, госчиновников, представителей правозащитных, культурных и церковных организаций.

    - Мы кровно заинтересованы в том, чтобы взаимосвязь армии и общества носила неформальный, конструктивный характер. Чтобы гражданский контроль над Вооруженными силами был эффективным, реально действующим механизмом. Путь к этому видится только один: открытый и доверительный диалог между всеми заинтересованными сторонами, поиск новых форм взаимодействия, его постоянное развитие и совершенствование, - задал тон разговору министр обороны Сергей Иванов.

    О снятии - в пределах разумного - с армии своего рода информационного кордона глава военного ведомства в последнее время упоминает часто. Но самое главное, что за этими словами следует дело. Даже в такой "тонкой" для любого командира сфере, как воинская дисциплина и правопорядок, военные готовы к диалогу с правозащитниками. На вчерашнем совещании главный российский омбудсмен Владимир Лукин снова поднимал проблему возрождения лучших традиций российского офицерства, говорил о фактическом дисциплинарном бесправии командиров и важности законодательной поддержки их усилий по наведению порядка в войсках. По мнению Лукина, эффективно бороться с казарменными хулиганами могла бы профессиональная военная полиция, о создании которой идут разговоры десять последних лет.

    Вообще правозащитная тематика превалировала на совещании. В связи с этим участники диалога несколько раз вспоминали о недавнем решении министерства обороны остановить набор на военные кафедры в гражданских вузах. Не секрет, что кое-кто поспешил расценить этот шаг как покушение на право учащихся получить образование и работать по специальности.

    - Надо аргументированно доказывать обществу правоту такого решения. Обсуждать, обсуждать и еще раз обсуждать ее с людьми, - посоветовала армейскому командованию председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова.

    Доказывать обществу свою правоту военные, конечно же, будут. И не раз. А для начала Сергей Иванов познакомил с аргументами минобороны участников совещания.

    - Сейчас в стране действуют 229 военных кафедр - это больше, чем во времена СССР, когда наша армия насчитывала более трех миллионов человек, - перечислял министр. - Там обучаются 170 тысяч потенциальных офицеров запаса, 50 тысяч лейтенантов гражданские вузы выпускают ежегодно. В то же время мы призываем на военную службу лишь 6 тысяч таких лейтенантов. Спрашивается, зачем тогда государство тратит огромные суммы на остальных? Вот почему мы вышли с предложением сократить военные кафедры - во многих, но не во всех вузах. 30-35 кафедр останутся, остальные доучат студентов и в 2008-2009 годах будут закрыты. Особо хочу подчеркнуть: это решение продуманное, просчитанное Генштабом и одобренное Советом безопасности.

    По словам Сергея Иванова, изменения коснутся и самой системы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

    Перед поступлением кандидаты в лейтенанты подпишут контракт на трехлетнюю офицерскую службу. А чтобы у ребят был еще и материальный стимул для военной учебы, им до выпуска минобороны будет ежемесячно платить дополнительную стипендию - в размере денежного довольствия курсантов военных училищ.

    На первый взгляд, это не имеет прямого отношения к дедовщине, самоволкам и воровству в армии. На деле - имеет, причем самое непосредственное. Дело в том, что сегодня до 50 процентов должностей командиров взводов и батарей комплектуют так называемыми двухгодичниками. Их неумение, а главное, нежелание работать с солдатами, по мнению руководителей минобороны, зачастую провоцируют личный состав на преступления. А отсутствие у солдата возможности напрямую обратиться к военному прокурору или правозащитнику делает его жизнь и вовсе безысходной. Кстати, вчера первый зампредседателя Комитета Госдумы по обороне Алексей Сигуткин предложил создать при министре обороны специальную инспекцию, которая бы проводила независимые расследования армейских преступлений и разбиралась с жалобами военнослужащих. Сергей Иванов к этой идее отнесся без особого энтузиазма, тем более что он уже договорился о таких проверках в воинских частях по линии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

    Поделиться