16.06.2005 02:00
    Поделиться

    Ярославль: Учителя "помогли" медалистам сдать экзамены

    Инцидент случился в средней школе № 70 Ярославля на государственном экзамене по русскому языку и литературе в одиннадцатых классах. 1 июня школьники писали сочинение или изложение с элементами сочинения. Утром второго июня в управлении образования раздался звонок. Звонил, судя по голосу, ребенок.  Не представившись, он сообщил, что несколько учеников семидесятой школы будут в этот день переписывать экзаменационные сочинения.

    – Мы сразу же собрали комиссию и выехали в школу, – рассказал корреспонденту «РГ» начальник управления образования мэрии Ярославля Александр Прямицын. – И действительно, в одном из кабинетов обнаружили пятерых одиннадцатиклассников, которые под руководством педагогов приступили к «продолжению» экзамена. В нашем присутствии подошел и шестой ученик. Все шестеро являлись претендентами на медали, одну золотую и пять серебряных.

    Комиссией был составлен протокол, экзаменационные работы изъяты.

    Выяснилось, что чистовики у всех будущих медалистов были практически пусты. Сочинения и изложения были лишь на черновиках. Когда комиссия их проверила, то по всем шести работам выставила двойки, причем и за содержание, и за грамотность.

    – В такой ситуации возник вопрос, смогут ли дети вообще получить школьные аттестаты, – продолжил комментарий Александр Прямицын. – По положению о государственных итоговых экзаменах  за курс средней школы, ученик, получивший одну оценку «неудовлетворительно», имеет право на пересдачу. А тут речь шла о двух двойках. Мы доложили о случившемся в Министерство образования России. И там, обсудив ситуацию, все же  дали разрешение этим школьникам госэкзамен по русскому языку и литературе пересдать. Принимать его 20 июня будет независимая комиссия.

    Представители управления образования теперь тщательно контролируют и все  экзамены в одиннадцатых классах в провинившейся школе.

    Александр Прямицын  считает, что основная вина за этот неприятнейший инцидент лежит все же не на школьниках, а на педагогах. Судя по всему, это они в  заботе о хороших показателях предложили такой вариант сдачи экзаменов претендентам на медаль. У всех учителей были затребованы объяснительные. Основную вину взяла на себя директор школы. Она оправдывала инициативу тем, что выпускники сдавали экзамен в непривычной обстановке (прошлым летом в здании семидесятой школы произошел пожар, и весь этот учебный год коллектив учебного заведения и учащиеся занимались на базе трех других городских школ) и тем, что во время экзамена на стройке по соседству велись работы, что отвлекало ребят. Но в этих же условиях все остальные выпускники экзамен сумели написать, и в общем-то неплохо.

    Приказом начальника управления образования директор школы была уволена. Сейчас на эту должность назначен педагог из другой городской школы. Ему и предстоит решить до 1 июля, какие меры взыскания применить к учителям, замешанным в скандале.

    Через пару дней скандальная история получила продолжение. На один из местных телеканалов обратились учителя и ученики  ярославской школы № 16. Они перед телекамерами открыто рассказывали, что в их учебном заведении за медалистов писались экзаменационные работы, а в классных журналах у претендентов на «золото» исправлялись оценки.

    По словам педагогов и учеников, подготовка единственной в этом году медалистки началась задолго до экзаменов. Делалось это различными методами.

    – Вот вызывают кого-нибудь к доске решать задачи, а потом вызывают ее, и она решает то же самое, только числа другие, ну, чтобы она пятерку получила. Или вот еще: на химии списывали с одного решебника, всем нам поставили тройки, а ей пять, – говорили в эфире одиннадцатиклассники.

    Классный руководитель Любовь Кулдавлетова сообщила, что поскольку потенциальной медалистке не все учителя ставили отличные и хорошие отметки, ее обязали потом переписывать ведомости успеваемости на чистых бланках журнала, в которых напротив фамилии медалистки появлялись улучшенные оценки. Как утверждала Любовь Борисовна, подлог она совершила по настоянию директора школы.

    Бывшая учительница шестнадцатой школы Надежда Табакова сообщила, что писала сочинение за будущую медалистку.  По ее словам, в день экзамена ей позвонила преподаватель литературы и попросила помочь выпускнице.

    Начальник городского управления образования по второму эпизоду назначил комиссию, уполномоченную разобраться в правдивости приведенных фактов. И уже через день сообщил, что после тщательной проверки утверждения и классной руководительницы Любови Кулдавлетовой, и учительницы Надежды Табаковой не подтвердились.

    Одновременно в бой за будущее своих детей собираются включиться и родители «потонувших» медалистов из семидесятой школы. Они готовят заявление в прокуратуру, в котором во всем обвиняют учителей школы и директора и уверяют, что если бы не их инициатива, то дети бы замечательно сами написали экзаменационные сочинения и изложения.

    Тем не менее происшествие в семидесятой школе и конфликт в шестнадцатой активно обсуждаются по всему городу. Мнения о «чистоте пробы» школьных медалей разделились.
    Так, сам начальник ярославского управления образования Александр Прямицын считает, что случившееся никоим образом не должно бросать тень на других медалистов.  Абсолютное их большинство отмечены заслуженно. 

    В то же время руководители ярославских вузов, которым непосредственно приходится  оценивать уровень знаний «золотых» и «серебряных» абитуриентов, далеко не так оптимистичны – ежегодно солидная часть медалистов на вступительных экзаменах получает двойки и тройки. Ректор ярославской медицинской академии Юрий Васильевич Новиков считает совершенно неправдоподобной ситуацию, когда отдельные школы ежегодно «куют» по 12 – 15 медалистов. Примерно такого же мнения придерживается и инспектор одного из ярославских районных управлений образования, попросившая не называть ее имя:

    – Мы хорошо знаем, что у нас есть школы,  нацеленные на выпуск как можно большего количества медалистов. Хотя это не дает никаких материальных преимуществ для школы – не сказывается каким-либо материальным поощрением, тем не менее, некоторым образом повышает престиж. В школы, где легче «выдаются» медали, родители стремятся перевести своих детей. Известно также, что уровень требований в разных школах разный. В Кировском районе, например, много специализированных школ, с углубленным изучением отдельных предметов. Были случаи, когда ребенка, с трудом справляющегося с программой спецшколы,  переводили в ту же семидесятую, и его успеваемость повышалась, так сказать, на порядок  – троечники становились чуть ли не отличниками.

    По данным статистики, за последние 10 лет количество медалистов в России увеличилось в 2,5 раза. Это при том, что количество школьников вообще и выпускников в частности в силу демографических причин год от года сокращается.

    Поделиться