24.06.2005 01:00
    Поделиться

    Власти не дали Королеву стать мировым королем бокса

    Мог стать королем бокса мирового, но партия не дала ему сделать это

    По правде говоря, фамилию наш герой должен был носить другую, хотя и не менее известную - Фадеев. Но так сложилась жизнь, что он выбрал фамилию отчима, с которой и вошел в историю отечественного да и мирового бокса.

    Боксер Королев

    На территорию России бокс начал свое проникновение в начале ХХ века. Это была не английская версия, а скорее французский вариант - борьба савват. И одним из первых пропагандистов бокса был Аркадий Харлампиев. Вот к нему на занятия и пришел совсем еще юный, но очень отчаянный паренек Коля.

    Он шел с друзьями "выяснять отношения, кто главнее в Измайлово" с пацанами из другого двора. А тут в парке тренируются боксеры. Он все это видел и раньше, когда его сосед Федя колотил в сарае грушу, набитую опилками, но вот чтобы так на воздухе со скакалками, в парах - это было впервые.

    Впервые Королев вышел на ринг в 1931 году. Тогда ему было 14 лет. В уличных баталиях он никому не давал спуску, а здесь не то что проиграл, даже не смог прикоснуться к противнику. Потом опять поражение, еще одно. Их, казалось бы, слишком много для продолжения занятий этим суровым видом спорта. Но кто не проигрывал, тот никогда не будет победителем. И он им стал. С 1934 года началось победное шествие Николая Королева. В конце этого года он три боя выиграл и один свел вничью. В 1935-м - 12 побед в 17 поединках, 7 из которых закончились досрочно.

    В феврале 1936 года он становится чемпионом Москвы. Через 4 месяца он уже чемпион СССР, а в октябре, победив одного из своих самых сложных соперников - полутяжа Виктора Михайлова, впервые становится абсолютным чемпионом Советского Союза.

    Он станет им еще три раза - в 1937-м, 1944-м и 1945-м. Лишь почти через 40 лет этот результат удастся повторить Евгению Горсткову.

    Мне попались данные из справочника по боксу за 1948-й. Вот что говорится о выступлениях Королева: 126 боев, 110 побед (из них 39 досрочно и 24 ввиду явного преимущества), 14 поражений и 2 ничьих. Представьте себе, в любительском боксе 50 процентов боев он выиграл, как бы сейчас это обозначили, нокаутом или техническим нокаутом.

    Он провел 12 международных поединков, и все соперники не услышали финального гонга.

    В 1936 году нацистская Германия проводила в Берлине Олимпийские игры. Не все страны изъявили желание участвовать в них, выразив протест фашистскому режиму. Как альтернатива в следующем году в Антверпене была организована Рабочая Олимпиада.

    Советские спортсмены ошеломили мир. В плавании, футболе, борьбе и боксе нам не было равных. Одним из самых памятных выступлений нашей боксерской дружины (из четверых представителей победили все) были две встречи Николая Королева.

    В первой он скрестил перчатки с финном Хиландром. Это был самый скоротечный бой в биографии Королева. На все про все 11 секунд. Потом он разобрался с палестинским тяжем Эльдорадесом.

    Вот что писала пресса того времени: "Это блестящая победа советского боксера. Эльдорадес казался совершенно раздавленным, будто на него обрушилась каменная лавина".

    Думается, что нацистским военачальникам нужно было видеть эти поединки. Может быть, тогда они бы оставили идею о завоевании России. Но мы еще жили мирной жизнью, в частности, осваивали Северный полюс. Вот что говорит о Королеве известный полярный исследователь Иван Дмитриевич Папанин.

    "Это мой близкий друг. Мы с ним обменялись фотографиями. Я хранил ее в палатке, и когда возникали трудности, я показывал всем на фотографию и говорил, чтобы посмотрели на этого любимца советского народа. Абсолютный чемпион страны, почитаемый и старшими, и молодым поколением. Он пришел ко мне и попросил обучить его управлению самолетом. Он понимал, что стране угрожает опасность, а для него это была трагедия".

    Партизан Королев

    Его знала вся страна: чемпион по боксу в тяжелом весе, персона очень уважаемая. Сам Чкалов, когда ходил в баню, кстати, слыл очень известным парильщиком, всегда предпочитал компанию Королева.

    Николай научился управлять отечественными военными самолетами. Сделал 10 прыжков с парашютом. Последняя попытка была очень неудачной, он сильно повредил ногу. Последствия этой травмы давали о себе знать всю жизнь.

    Страна готовилась к войне, но из-за травмы его не взяли в ряды Красной Армии, а он так рвался.

    "Как только началась война, я пришел в военкомат, а мне говорят, чтобы я шел и лечил свою ногу", - вспоминает Королев.

    Но если бы он остался в тылу, это был бы не Королев. Он добился, чтобы его взяли в диверсионную группу - отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМБОН), которая должна была действовать в Брянской области на территории врага. Он попал в партизанский отряд знаменитого Дмитрия Медведева.

    В одной из боевых операций прославленный командир был ранен. Рядом был только Королев. Когда Медведев увидел, что Николай поднял руки и пошел сдаваться врагу, взвел курок и хотел выстрелить в спину. Командир только в последний момент понял, что затеял этот могучий солдат.

    "Рашн Иван сдается", - закричали немцы. Вооруженные солдаты сопроводили его к дзоту. Королев вошел в тесное укрепление, оценил ситуацию и как в старые добрые времена просто нокаутировал двоих фашистов, взял их же гранаты и взорвал огневую точку.

    Позже Николай Федорович запишет на свой счет еще не одну удачную диверсионную операцию. Его возвращают в Москву на переподготовку. Он должен был повторить свой визит в тыл врага еще раз. Скорее всего судьба свела бы его с прославленным советским разведчиком Николаем Кузнецовым, который также был в отряде Медведева, но партия решила иначе. И Королев сам стал тренером диверсантов по общефизической подготовке и силовым единоборствам.

    Руководство страны организовало антифашистский митинг во Дворце Съездов и назначило Королева председателем. Авторитет его был настолько велик, что такой шаг кремлевских правителей можно признать более чем успешным.

    Коммунист Королев

    А в это время на стороне союзников сражался другой чемпион, еще более известный в мире, чем Королев, - Джо Луис. Он, правда, по-настоящему не воевал, а лишь повышал боевой дух американской армии. Они могли встретиться еще до войны, были талантливы, сильны, но жили в разных системах.

    "Слава о Ваших успехах как боксера СССР дошла до Америки. Многие американцы говорят, что они хотели бы, чтобы Вы продемонстрировали свои способности у нас....".

    Так начиналось письмо к Николаю Королеву руководителя самой известной боксерской организации Америки "ХХ век" Майкла Джейкобса. Он готов был организовать встречу Королева с абсолютным чемпионом мира среди профессионалов - Джо Луисом. Сегодня любой российский профессиональный боксер может написать письмо Оскару Де Ла Хойе и вызвать его на бой. Нашему парню и в голову не придет спрашивать разрешения у правительства РФ.

    Но были другие времена. Королев жаждал этой встречи. Он скрупулезно собирал все фотографии, вырезки из газет про известного американского чемпиона. Но бой с Луисом ему не разрешили. Королев был уверен в себе, а руководство боялось. Резолюция Кремля была однозначной: "Бой может быть только на территории СССР". Не знаменитый "Медиссон Сквер Гарден", выступления в котором до сих пор для любого боксера считается очень престижным, а только Цирк на Цветном бульваре. Оно и понятно, для Королева не оставляли ни единого шанса проиграть.

    Я говорил со многими людьми, так или иначе связанных с боксом, и они все как один были убеждены, что после войны у Королева были все шансы одолеть Джо Луиса. У Королева был случай сразу после войны, когда в освобожденном Берлине в 45-м на американской территории в одном из баров для офицеров союзников боксер-профессионал устроил показательные выступления. Каждые три минуты соперник, которого выбирали из присутствующей публики, оказывался на настиле ринга. К несчастью американца, там оказался советский чемпион. Он вызвался побоксировать. Первые две минуты притворялся увальнем, а потом взял и ударил. После того как профессионал пришел в себя на счет "10", он спросил: "Вы кто?".

    "Королев Николай", - был ответ.

    "О! Я читал о вас в нашей прессе".

    Его обидели. Ему не дали осуществить мечту, которую он точно смог бы претворить в жизнь. Он так любил свою страну! Он был ее солдатом!!!

    Его отстранили от большого спорта именно в тот момент, когда наши спортсмены стали выходить на мировые состязания, участвовать в Олимпийских играх, присвоив ему ярлык "старый". А как же представитель другого вида единоборств - борец Йоханнес Коткас, который в возрасте 38 лет поехал на Игры в Хельсинки и стал чемпионом?

    Он был против и даже писал первым лицам страны, что готов служить своей Родине. В ответ слышалось: "А что вы сделали для страны?"

    Он был единственным ребенком в семье, и когда сам стал взрослым, мечтал иметь сына, но для этого нужна была малость - стать слабым. Он им не стал. Четыре брака и три дочери. У сильных духом мужчин, как правило, рождаются девочки.

    Он готовился к своему 57-му дню рождения и поехал в подмосковный пансионат. Ему не хватило двух дней. Сердце чемпиона не выдержало. При вскрытии врачи его просто не нашли. Его не было, большого сердца чемпиона, партизана, коммуниста.

    Через полгода в Гаване прошел первый чемпионат мира по боксу, а в СССР первый мемориал им. Н.Ф. Королева.

    Досье "РГ"

    Королев Николай Федорович

    (14.03.1917 (15) - 12.03.1974)

    4-кратный абсолютный чемпион СССР (1936, 1937, 1944, 1945),

    9-кратный чемпион СССР (1936-1939, 1945-1949),

    чемпион Рабочей Олимпиады в Антверпене (1937).

    Поделиться