06.06.2005 03:00
    Поделиться

    Столичные власти намерены вдвое сократить число аварий

    "В столице почти три миллиона автомобилей и восемь десятых водителей можно расценивать как потенциальных убийц или самоубийц", - говорит Валерий Козлов, доктор медицинских наук, профессор и он же президент фонда "Человеческий фактор". Дороги полны людей, которые не знают и не соблюдают правил дорожного движения. Но самое страшное состоит в том, что люди часто не способны трезво оценить свое поведение за рулем. Влияние человеческого фактора на водителя просто никогда в России не изучалось. "Если в авиации, где пилот испытывает нервную нагрузку, ненамного превышающую нагрузку шофера, на эту тему написаны сотни научных трудов, то о вождении - ни одного", - с горечью говорит Козлов.

    Начнем с автошколы. Там будущему водителю подробно объяснят устройство карданного вала, который многие никогда в жизни так и не увидят. Зато элементарного психологического тестирования, цель которого - понять, а есть ли у человека вообще способности к вождению, не проводится. Это ведь только внешне все так просто - сел и поехал. На самом же деле, рассказывает Валерий Козлов, вождение машины состоит сразу из четырех видов деятельности: непосредственно механического управления, осмотрительности, взаимодействия с другими участниками и ориентировки на местности. Спросите себя сами, сколько вам нужно времени для того, чтобы научиться делать все это одновременно. Сорокаминутное тестирование покажет, достаточно ли вы стрессоустойчивы, как влияет усталость, какое у вас внимание, реакция, умеете ли вы анализировать ситуацию, хорошая ли у вас память и т. д.

    На дороге от этих качеств будет зависеть ваша жизнь. К примеру, после долгого пути ДТП часто происходят, когда человек уже подъезжает к дому. Расслабится, и ситуация тут же выходит из-под контроля. Или, получив нагоняй от начальства, в состоянии стресса начинает повышать скорость, выплескивая эмоции на дорогу, а способности к вождению из-за нервотрепки уже снизились. А еще из-за усталости теряется боковое зрение, человек начинает видеть лишь только то, что происходит непосредственно перед ним. В итоге ДТП, причиной которого в протоколе казенное - "не справился с управлением". Но ни слова о психологическом состоянии.

    Общий курс автошкол редко когда превышает полтора-два месяца. Наскоро напихав в голову слушателей правила, которые многие редко в состоянии понять и осознать, инструктор выталкивает ученика на оживленную улицу - мол, разберется по ходу дела. А то, что человек никак не может понять, почему в автомобиле три педали, когда у него всего две ноги, мало кого волнует. Но и это еще полбеды. Хуже то, что в автошколах закладываются в корне неверные правила поведения. К примеру, там говорят: включите "поворотник" для того, чтобы предупредить о своем маневре.

    - А если гордость и высокомерие не позволяют человеку кого-то о чем-то предупреждать? - спрашивает Валерий Козлов. - Поэтому ему нужно объяснить, что "поворотник" включают в первую очередь для того, чтобы не покалечили тебя и твою машину, а не ради одолжения кому-то.

    Еще пример. Учат в автошколах, что надо прогнозировать, то есть предсказывать ситуации на трассе. А надо обучить готовиться к тому, что может произойти. К примеру, подъезжая по главной дороге к перекрестку, на котором стоит машина, лучше притормозить, потому что неизвестно, как поведет себя водитель - лучше оставить себе возможность маневра. Так же и при проезде "слепых" поворотов - никогда нельзя увеличивать скорость и вылезать в левый ряд: а вдруг за поворотом кто-то мчится по встречной полосе? "Если готовиться к таким сложным местам на дороге, вождение будет действительно безопасным, - говорит Козлов. И резюмирует: - Чтобы тихо ездить, нужен ум".

    Для того чтобы вложить в головы тех, кто готовится сесть за руль, все эти нехитрые психологические истины, надо вводить в автошколах как минимум восемь часов специальной "автомобильной" психологии и кардинально пересматривать программы обучения, которые не менялись уже много лет. Но и 80 процентов тех, кто давно уже водит автомобили, тоже нуждаются в психологическом обучении.

    Согласен с этим Леонид Липсиц, глава столичного центра организации движения. "Автошколы превратились в коммерческие предприятия, где важен лишь поток, который дает деньги", - говорит он. Ущербное образование водителей часто дополняет их "перевернутая" психология. Пристегивание ремня безопасности или скоростной режим, например, большинство горожан воспринимают как ограничение личной свободы или как средство для обогащения инспекторов ГИБДД. Поэтому нарушители правил ходят чуть ли не в героях. Хотя какой тут героизм, если чуть ли не каждый из пунктов ПДД написан в буквальном смысле слова кровью? В частности, превышение скорости всего на двадцать километров в час убило не одну тысячу человек. Например, полгода назад вся столичная журналистская братия возмущалась по поводу того, что водителю Эльдару Бичарову дали два года условно за то, что, опаздывая в спортклуб, он развернулся через двойную сплошную. Остановленный инспектором, Бичаров попытался откупиться взяткой. А вот то, что линию на дороге нарисовали не для того, чтобы помешать Эльдару попасть в тренажерный зал, а пытаясь уберечь его и других от аварии, никому не пришло в голову.

    - Раньше, еще не умея управлять машиной, человек уже видел, что никто не паркуется на остановках, не нарушает правил. С такими установками люди и приходили учиться вождению, - говорит Липсиц, - Сейчас же на дорогах все видят хамство, пренебрежение правилами. На это и равняются. А между тем внедрение программы "Человеческий фактор и автомобиль" способно снизить количество ДТП на 50 - 60 процентов и на 20 процентов повысить пропускную способность улиц. Это статистика стран, где такие программы уже работают. Согласитесь, внушительные цифры, учитывая, что ежедневно в Москве происходит около тысячи происшествий.

    К сожалению, сама столица может, к примеру, ввести занятия для младших школьников, жестче контролировать деятельность автошкол. Но лицензирует автошколы департамент образования, который к безопасности движения имеет весьма косвенное отношение. Не лучше ли было бы, если бы их работу курировали ГИБДД или департамент транспорта и связи? Но порядок установлен федеральным центром. Вносить изменения в программу обучения для получения водительских прав тоже дело федералов. Поэтому программы, аналогичные московской, сейчас рассматриваются во всероссийской ГИБДД, Министерстве транспорта России, Совете Федерации.

    Леонид Липсиц считает, для того чтобы "привести в чувство водителей" и сформировать здоровую водительскую среду, потребуется три года. Так что главное - начать.