27.05.2005 03:20
    Поделиться

    Московский энергокризис повторил американские катастрофы

    Сторонники и оппоненты энергетических реформ отвечают на этот вопрос по-разному

    В августе 2003 года, когда в США без света осталось 50 миллионов человек, председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс созвал большую пресс-конференцию. "У нас это невозможно, - несколько раз повторил он. - Очевидно, у американцев налицо системные проблемы. Мы бы на их месте давно бы сделали выводы". Заявив, что все дело в изначально порочной системе управления энергетикой в США (недаром, сказал г-н Чубайс, при американцах Тбилиси сидело без света, а как пришла Россия, свет появился), он пообещал сделать всевозможные выводы для себя из "американской трагедии". В то же время оппоненты г-на Чубайса уже тогда указывали, что авария случилась как раз в тех штатах Америки, с которых бралась модель для реформирования энергосистемы России. Понятно, что вчера оппоненты предстали в роли пророков.

    МЫ связались с главным противником реформы "по Чубайсу", бывшим замминистра энергетики России, а ныне - пенсионером, подрабатывающим на полставки в МЭИ, Виктором Кудрявым.

    Российская газета: Что было бы, случись такое зимой?

    Виктор Кудрявый: Крупнейшая техногенная катастрофа. Устойчивость системы отопления такова, что за 18 часов, кровь из носа, ток надо дать. Иначе в трубах начнутся гидроудары, и разрушения системы отопления станут необратимыми.

    РГ: Какова вероятность повтора такой аварии?

    Кудрявый: Полная. Хотя авария в принципе не должна бы произойти летом, вне пика потребления энергии (в США наоборот, пик приходится на лето из-за кондиционеров).

    Это надо было уметь, чтобы устроить такое в жару! На мой взгляд, это следствие полной безграмотности управленцев.

    Несколько лет не обращали никакого внимания на развитие сетей "Мосэнерго", а сама московская энергокомпания, крупнейший плательщик РАО, на модернизацию не получала ни копейки. Полностью игнорировалось, что Москва динамично развивается и что уже сейчас ей нужно больше тока, чем в 1989 году. С 2000 года - постоянный дефицит: начали с 240 тысяч киловатт, прошлой зимой было 1,07 миллиона, а 25 мая дефицит составил 2,5 миллиона киловатт, причем это был искусственный дефицит, вызванный неумелыми действиями менеджеров, ведь "зоны избытка" на энергетической карте Москвы в тот день были. Пока недостающую энергию берут на свободном рынке, но там ее осталось на 1,5-2 года. Энергетика становится главным тормозом развития экономики, и к тому же - самой ненадежной сферой.

    Российская газета: Насколько правомерно винить реформу?

    Кудрявый: Вы найдите страну, которая, делая реформы, делила бы компании на 14 частей, как "Мосэнерго", или на 7, как "Тюменьэнерго". Инвестиционная привлекательность у карлика - ноль во всех видах бизнеса. Из уставов всех энергокомпаний после реформы вымарали понятие "ответственность за энергоснабжение". В Федеральной сетевой компании нет ни единой акции государства, акций лишены и муниципалитеты, хотя даже в теплых США городские власти сохраняют контрольные пакеты, а в северных странах муниципалитеты сохраняют до 100 процентов акций.

    РГ: Почему Россия покупает активы за рубежом, в Грузии, например, но не находит денег на модернизацию собственных?

    Кудрявый: Это политические амбиции. Рубль в энергетику мог бы дать экономике 8 рублей. Мы же покупаем активы там, где ничего точно не заработаем, и одновременно приваливаем собственные программы технического перевооружения. В последний раз "Мосэнерго" получало деньги на перевооружение в 1997 году. А почему Лужков стал строить свою энергетику?

    Это же неправильное решение, но мы были вынуждены даже помогать ему, потому что РАО отказалось обеспечить темпы развития энергетики Москвы в темпах развития ее экономики. Я думаю, дней через 10 комиссия, работающая над выявлением причин аварии, найдет много чего интересного.

       РАО "ЕЭС России"

    В то же время в самом РАО оценивают ситуацию с точностью до наоборот. Хотя там подчеркнуто осторожно говорят о причинах аварии, но в то же время дают понять: виноваты не реформы, а то, что они не завершены. Мы попросили прокомментировать позицию РАО "ЕЭС" члена правления энергохолдинга Андрея Трапезникова.

    Российская газета | Ваши оппоненты утверждают, что авария стала результатом реформы энергетики...

    Андрей Трапезников | С этими аргументами они остались в прошлом веке, когда энергетика работала в советской системе координат, и никто практически не считал деньги ни на модернизацию, ни на ввод новых объектов.

    Сейчас энергетика одной ногой стоит в рынке, а другой - еще в государственно регулируемой экономике. Пока не придут частные инвестиции, пока энергетика не станет частной в полном смысле слова, говорить о модернизации сложно, как и об исключении ситуаций, когда из-за изношенности оборудования происходят сбои.

    РГ | Чагино - это та самая "нога", стоящая в прошлом?

    Трапезников | Да, тем более что Чагино - это объект еще начала 60-х годов.

    РГ | Параллелей с американским коллапсом 2003 года нет?

    Трапезников | Вчерашняя авария, несмотря на то, что по российским меркам она была беспрецедентной и на несколько часов парализовала жизнь южной части столицы, тем не менее не сравнима по масштабам с блэкаутом в США и Канаде. Там без электричества остались 50 миллионов человек, и времени на ликвидацию аварии потребовалось намного больше. У нас пока трудно оценить, сколько людей остались без электроэнергии. В среду называлась цифра 1,5-2 миллиона человек, сегодня я видел цифру 4 миллиона. И тем не менее город все-таки справлялся с бедой, не было случаев, приведших к человеческим жертвам.

    Кстати, мало кто знает, но и в советское время случались аварии, сопоставимые и даже более масштабные, чем нынешняя московская. В мае 1979 г. в результате короткого замыкания каскадная авария охватила большую часть территории СССР от Урала до северных границ.

    РГ | Как авария может отразиться на реализации реформы энергетики, будет ли ее корректировка?

    Трапезников | Я не исключаю, что некоторые политические силы попытаются взять реванш и использовать аварию для того, чтобы затормозить реформы. Наверное, на какой-то период реформу даже можно приостановить. Но последствия будут крайне негативными, и в гораздо больших масштабах, чем эта авария.

    Комментарий

    Как видим, пока все специалисты вне зависимости от принадлежности к тому или иному лагерю с нетерпением ждут разбора полетов. И все уверены, что последствия разбора будут очень серьезными. В том числе на политическом уровне. Но если в РАО, наверное, захотят обратить внимание на то, что реформе вставляют палки в колеса, его оппоненты жаждут "крови реформаторов". Подождем выводов специалистов и мы. Хотя самое жуткое, наверное, то, что повторения аварии не исключают по обе стороны баррикад.

    Поделиться