24.05.2005 06:00
    Поделиться

    Комментарий к закону о выборах в Госдуму

    Новым законом упраздняется практика выборов депутатов по одномандатным округам, повышается порог прохождения партий в Госдуму, а также, "по умолчанию", исключается возможность создания предвыборных блоков.

    Закон, который должен значительно изменить политический ландшафт страны и сами правила политической борьбы, широкого резонанса в обществе не вызвал. В отличие от Закона N 122, напрямую касавшегося большинства россиян, новый Закон о выборах живо интересовал исключительно политическую тусовку и самих депутатов. Сложно вспомнить законопроект, вызвавший большие дискуссии как среди законодателей, так и среди экспертного сообщества. Более того, даже внутри Центральной избирательной комиссии, выступавшей в качестве разработчика части поправок к законодательству, не было единого мнения по поводу отдельных положений.

    Естественно, главное новшество закона - это введение пропорциональной системы выборов депутатов Государственной Думы. Напомним, последняя Дума избиралась по смешанной системе. То есть половину депутатского корпуса - 225 человек - составляли по большей части беспартийные одномандатники, которые по сути являлись выразителями интересов местности (округа), от которой они были избраны. Вторую половину составляли члены партий, избиравшиеся по партийным спискам. Смешанная система имела и преимущества, и недостатки, однако недостатки были заметнее. К примеру, одним из основных аргументов в пользу отказа от института одномандатных округов стало справедливое утверждение о том, что большинство одномандатников впоследствии присоединяются к какой-либо партийной фракции, а то и вступают в саму партию. Одними из главных критиков пропорциональной системы стали не представленные в Госдуме СПС и "Яблоко" (а также думская фракция КПРФ) традиционно успешно выступавшие в одномандатных округах. Наибольшую выгоду от перехода на чисто пропорциональную систему получит ЛДПР, не имеющая сегодня во фракции ни одного депутата избранного по одномандатному округу.

    Теперь, в соответствии с новым законом, депутаты Государственной Думы (все 450 человек) "избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты". То есть партия, набравшая наибольшее количество голосов россиян по итогам голосования, получит и наибольшее количество депутатских мандатов, пропорционально достигнутым результатам (алгоритм подсчета детально прописан в законе). Персональное распределение полученных мандатов внутри партии будет происходить по еще более сложной процедуре, основанной на том же "пропорциональном" принципе.

    В законе, кстати, оговорена возможная ситуация, когда после распределения могут оказаться "лишние" депутатские мандаты (к примеру, партия получит мандатов больше, чем было зарегистрированных кандидатов в ее списках). Тогда нераспределенные депутатские места окажутся вакантными до следующих парламентских выборов. При определенных условиях они могут быть отданы партиям, не набравшим "проходной балл".

    В ходе парламентских чтений много говорилось о практике, когда люди, возглавлявшие партийные списки (в основном первые лица исполнительной власти в субъектах Федерации) отказывались от депутатских мандатов в пользу других однопартийцев. Несмотря на жаркие споры внутри депутатского корпуса и протесты некоторых законодателей, это положение осталось в новом законе без изменений.

    Зато документ содержит один важный элемент старой выборной системы. Так, "политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии". Причем "не члены партии" могут составить до половины (но не более) всего федерального списка. Такое допущение прямо вытекает из жесткого требования к партиям о разделении федерального списка кандидатов на региональные группы ("полностью или частично"). То есть помимо "общефедеральной" части (тройки лидеров, первых лиц партии, известных всей стране), список должен иметь еще и региональную. Соответственно, первые три позиции партийного списка, как и раньше, останутся одинаковыми для всей страны, а оставшаяся часть в каждом регионе ("субъекте РФ, группе субъектов РФ, части территории субъекта РФ", принцип разделения детально прописан в законе) будет уникальной. Региональных групп у партии должно быть не менее ста, а общее число кандидатов в федеральном списке не может превышать пятьсот человек.

    В региональную часть списка, по идее, будут включены видные местные партийцы и просто популярные в регионе людей (любой человек может сам предложить свою кандидатуру партии или дать согласие на предложение баллотироваться). Необходимость борьбы за симпатии "не присоединившихся" моральных авторитетов, по мысли разработчиков, должна стимулировать активизацию работы партий на местах и сместить акценты в их работе из центра на периферию. Значит, в теории должна повыситься роль партий в жизни российского общества, о чем так много говорится в последнее время с самых разных трибун.

    Ради повышения роли политических партий и с целью создания условий для такого повышения (и снижения количества финансовых нарушений), законом значительно увеличивается предельный размер избирательного фонда партии. Теперь на предвыборные нужды партия может потратить 400 миллионов рублей (ранее - 250). Есть еще одна революционная новация: региональным отделениям партий также позволено создавать собственные предвыборные фонды (о чем ранее партии только мечтали) для ведения кампании исключительно на своей территории. Предельные размеры региональных фондов варьируются от 6 до 30 миллионов рублей в зависимости от численности населения, проживающего в "списочном" регионе.

    При этом в законе есть и малоприятные для многих партий нововведения. Во-первых, с 5 до 7 процентов поднят порог прохождения партий в Госдуму. Это ставит под вопрос участие правых партий в работе следующей Думы: на прошлых выборах и "Яблоко", и СПС набрали почти в два раза меньше, чем положено по новым правилам. Во-вторых, и это самое неприятное, закон не предусматривает участия в федеральной парламентской кампании предвыборных блоков, что, к примеру, делает бессмысленными все разговоры о тактическом объединении правых. Теперь правые политики могут попасть в Госдуму только в составе единой партии (причем времени для ее образования у них осталось не так много). То же самое касается и центристов, не принадлежащих к "Единой России", а также левых и патриотов, которым не по пути с КПРФ. Разработчики (к примеру глава ЦИК Александр Вешняков) не скрывали, что к такому жесткому решению их подтолкнула печальная судьба блока "Родина", пережившего мучительный и скандальный распад вскоре после попадания в нынешнюю Госдуму. К тому же, по мысли авторов закона, запрет на образование блоков должен подстегнуть центростремительные процессы во всех слоях российской политики. Таким образом, ближайшие несколько лет партийное строительство будет проходить под лозунгом "Лучше меньше, да лучше".

    Еще одно неприятное нововведение касается процедуры регистрации федеральных избирательных списков, а именно снижение критического порога "брака" в подписных листах. Ранее партия снималась с выборов, если 20 процентов подписей, собранных в пользу ее регистрации, признавались недействительными. Теперь и пяти процентов "брака" от необходимого минимума в 200 тысяч подписей (не менее 10 тысяч от каждого субъекта Федерации) достаточно для того, чтобы ЦИК отказал партии в регистрации списка. О том, что процедура проверки подписных листов слишком субъективна и 5 процентов "брака", при желании, можно найти даже в абсолютно добросовестно собранных подписях, говорили не только лидеры партий, но и некоторые члены ЦИК.

    Впрочем, партия, по-прежнему может "поддержать" свой избирательный список денежным залогом ("15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда"). Парламентские партии, как и раньше, освобождаются от хлопот со сбором подписей и внесением залога - им достаточно просто сдать в ЦИК свой список кандидатов.

    ЦИК может признать выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей (эта норма осталась без изменений), а также в случае, если ни один из партийных списков не наберет более 7 процентов голосов, или если все списки "получили в совокупности 60 или менее процентов голосов избирателей". При этом распределение мандатов может начаться только в том случае, если хотя бы две партии перешли 7-процентный барьер, набрав в сумме более 60 процентов голосов (в этом случае мандаты делятся без "остатка"). Эта норма исключает возможность возникновения однопартийного парламента. Если все партии, перешедшие оговоренный законом порог, в совокупности не набрали 60 процентов, то в парламент могут попасть и кандидаты от партий-неудачниц, которые "дополнят" полученную сумму до необходимых 60 процентов.

    Поделиться