18.05.2005 01:00
    Поделиться

    Десятка "Лучших школ России"

    Вчера определилась десятка "Лучших школ России"

    Неодинокий цветок

    Когда ученики гимназии "Дмитров" (тезки подмосковного города) идут на занятия, в соседней церкви раздается колокольный звон. У гимназистов с подсолнухами на лацканах пиджачков счастливые лица, потому что каждого здесь ценят за какой-то его собственный дар.

    Дети проводят в гимназии почти целый день. Уроки в начальной школе длятся по 8 - 9 часов. При этом даже трудно разобраться, где кончаются обязательные и начинаются дополнительные. Программа нацелена на самостоятельное добывание знаний. У ребят уже в начальной школе в обязательном порядке шахматы, хореография, иностранный язык (в первом классе один, с пятого - второй, а с седьмого - по желанию и третий), конструирование. Интеллектуальные занятия перемежаются с подвижными уроками на свежем воздухе или в бассейне. Плюс - разветвленная сеть дополнительного образования (более ста секций) позволяет каждому найти дело по душе. Есть в гимназии и хоры, и хореографические ансамбли, и художественные студии, и спортивные секции, и научно-исследовательское общество. Спрашиваю у директора: не испытывают ли ребята перегрузки?

    - Врачи наблюдают за детьми непрерывно, - говорит Алла Курбатова. - И показатели диспансеризации всегда лучше, чем в школах, где нагрузка меньше. Учеба - основной труд ребенка. Он должен быть напряженным, но приносящим удовлетворение.

    Здесь учится и чемпион России по экстремальному велосипедному спорту, и победители международных олимпиад по экономике, и талантливые шахматисты, и музыканты.

    Такое сращивание основного и дополнительного образования было бы невозможно, если бы гимназия испытывала нужду в преподавательских кадрах. В гимназии шесть ребят на одного учителя - очень хороший показатель для российской школы. Правда, в голландской школе "Хет-Бакен", с которой дмитровчане дружат, учителей еще больше. Но в России привыкли к другому соотношению: в обычной массовой школе один учитель на 25 учеников. Так что в гимназии подход почти индивидуальный. К тому же в штате есть группа детских психологов, социальные педагоги, логопед и даже психолог по работе с родителями.

    Еще одно ноу-хау: после начальной школы классы не сохраняются. Из выпускников "началки" формируются новые группы учащихся, близких по своим образовательным запросам, способностям, уровню обучения, которые и становятся предпрофильными классами. Есть и непрофильный класс, где реализуется только государственный стандарт. Он "тает" по мере взросления, его ученики постепенно уходят в профильные классы. У каждого класса свой учебный план. Учитель, работая с такой однородной группой, переходит на углубленную программу. Результаты впечатляют: в каждом выпуске до 35 процентов медалистов.

    Мы побывали на уроке физики в восьмом классе. Все школьники профильного класса сидели за компьютерами и решали задачи с обучающего диска. Педагог объяснила, что на таком интерактивном уроке можно за 45 минут провести до ста опытов.

    - Мы сейчас изучаем оптику, - рассказывали ребята, - в лаборатории провели бы один, в лучшем случае два опыта с линзами. А на компьютере можем менять параметры до бесконечности. Очень удобно, да и проверить себя сразу можно.

    Учитель даже не собирает тетради, а просто открывает личную папку ученика в компьютере и просматривает результаты тестирования. Кстати, один из двух компьютерных классов подарила гимназии королева Нидерландов Беатрикс - в знак признательности за дружбу дмитровчан с голландской школой "Хет-Бакен". Ежегодно наши и голландские школьники по обмену ездят друг к другу, живут в семьях. Это и стимул хорошо знать иностранный язык. Кстати, в программах голландских школ сильный "прикладной" блок. По этому же пути пошли и в Дмитрове. Например, все дети учатся водить автомобиль. А еще у ребят бурная общественная жизнь. И походы, и балы (в настоящих бальных платьях и смокингах!), и тимуровское движение. Ребята издают свою газету "Альма-матер", выпускают сборники творческих работ.

    Директор школы Алла Курбатова в 2000 году победила во всероссийском конкурсе "Лидер в образовании", а в этом году гимназия стала "Лучшей школой Подмосковья". Но самое главное, что ее выпускники находят себя в этой жизни.В гимназии создана образовательная среда, в которой ребенок может попробовать себя во многих качествах, где его хорошо знают и заинтересованы в его развитии, а главное - могут профессионально помочь ему с самоопределением. Школа является базовой для Высшей школы экономики, 22 выпускника учатся на бюджетных местах этого престижного вуза.

    Ангелы за партами

    Специальный приз в конкурсе "За сохранение традиций" получила школа деревни Семлово Даниловского района Ярославской области. Она самая маленькая из финалистов конкурса "Лучшие школы России-2005". Всего 150 учеников и 24 педагога. Десять лет назад детей было в два раза больше. Как она выживает в то время, когда тенденция к закрытию малочисленных школ в России очевидна?

    Директор семловской школы Владимир Головяшкин встретил меня на вокзале города Данилова в пять утра. Бодрый, с хитрой улыбкой, он был похож на озорного мальчишку, несмотря на то, что уже пенсионер по выслуге лет - в школе работает 27-й год.

    - Родился, вырос, учился, женился - все в родной деревне, - рассказывает по дороге Владимир Борисович. - Половина учителей - мои выпускники.

    Семловская школа - опорная школа Даниловского района. Методические семинары, районные образовательные конференции проходят в ее кабинетах. Двухэтажное здание окружено ухоженным садом и огородом, где работают и учителя и дети, успевая еще и за собственным хозяйством приглядывать. У каждого здесь куры, поросята, у кого-то корова или коза. А у директора еще и собственная пасека.

    В год Семловская школа получает 14 тысяч рублей на ребенка. В день это примерно рубль восемьдесят. Даже стакан чая не купишь. Но кормят детишек в школе абсолютно бесплатно. Многое из того, что готовят заботливые повара, выращено своими руками. Картошка, овощи, молоко, сметана - все свое, деревенское.

    - А как иначе? - сетует директор. - Ведь учитель начальных классов получает у нас чуть больше тысячи. Но мои педагоги никогда на зарплату не жаловались, хотя были времена - и этих денег не было. Где-то бастуют, не работают - у нас такого не случалось. Сельский учитель привязан к земле, ему непросто бросить деревню.

    Учатся в Семлове ребята из 24 (!) окрестных деревень, самая дальняя - за двадцать километров. Наверное, есть еще в России школы, где директор встречает зимним утром учеников с метлой в руках и вместе с ними расчищает дорожки. Наверное, есть и такие, где утро у младшеклассников начинается с песни под аккомпанемент баяна. А при входе висят красочные плакаты о правилах дорожного движения. Но школа деревни Семлово проявила заботу не только о своих детях, но и о ребятах из других деревень. Десять лет назад на базе Семловской школы объединились еще три. Теперь у них общая бухгалтерия, общие праздники и уверенность в том, что их не закроют. Есть еще и детский садик, где растут и учатся уму-разуму 18 дошколят. Их школа тоже взяла под свое крыло, когда ближайший детсад закрыли.

    Девиз школы - беречь детский огонек пытливости, любознательности и жажды знаний. Ребята выезжают в Ярославль в музеи, театры, в компьютерном классе (14 компьютеров) познают мир с помощью энциклопедии на дисках. Учатся столярничать и водить трактор. Девочки готовят и шьют, причем не только для себя. У многих деревенских бабуль халаты и блузки - от школьных мастериц. Во многом Семловская школа - первопроходец в районе. Первой начала набирать в первый класс шестилеток, первой стала отправлять своих учителей с уроками в другие школы, первой ввела у себя предпрофильное обучение.

    Ежегодно по пять-шесть человек поступают в ярославские вузы - в педагогический, который считается одним из лучших в России, в медицинский. В эксперименте по единому госэкзамену школа участвует с самого первого года, в Ярославской области он уже стал обязательным.

    "Мои ангелы", - Владимир Головяшкин приоткрывает дверь своего кабинета и смотрит на расшалившихся в коридоре ребят. Да и сама школа похожа на райский уголок. Шутка ли - 220 видов растений от фикуса до пальмы раскинули свои зеленые листья по классам и коридорам!

    В течение всего дня пытаю Владимира Борисовича: какие же проблемы волнуют вас, директора деревенской школы, больше всего? "Детишек бы побольше, - выбивает он из колеи мою деловитость. - У нас сейчас выпускной класс - 22 человека, а в седьмом учатся всего восемь. Побольше бы ребят - мы бы тогда ох как развернулись!"

    Лучшие школы России

    ГОУ Гимназия "Дмитров", г. Дмитров - Школа Школ
    ГОУ Лицей при Санкт-Петербургском госуниверситете телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург
    ГОУ СОШ N1, с. Курсавка, Ставропольский край
    СОШ N2, п. Моготуй, Агинский Бурятский АО
    МОУ "Гимназия N1", г. Кирово-Чепецк
    МОУ "Лицей N2", г. Нальчик
    МОУ "Усть-Илимский экспериментальный лицей", г. Усть-Илимск
    МОУ Анастасиевская средняя школа, с. Анастасиевка, Ростовская область
    НОУ Православная гимназия во имя преп. Сергия Радонежского, г. Новосибирск
    ГОУ "Губернаторский Светленский лицей", п. Светлый, Томская область

    Поделиться