13.05.2005 01:00
    Поделиться

    Госдума отклонила законы об учебниках

    Как известно, сегодня обеспечение учебниками целиком лежит на плечах субъектов Федерации. Сумма, затрачиваемая региональными бюджетами, остается последние годы практически неизменной - около миллиарда рублей. Необходимо же в три раза больше. Госбюджет с 1997 года не выделяет на это средств, исключением остаются лишь школы Крайнего Севера и коррекционные учебные заведения. Ряд регионов заказывают учебники в полном объеме - Москва, Дагестан, Петербург, Челябинская область. Но вот в Калмыкии или Астраханской области, например, практически не закупают учебники, перекладывая это на плечи семейного бюджета.

    Предложенные проекты законов предлагают федеральному бюджету взять на себя обязанности по обеспечению школ учебниками. Согласно первому документу, 70 процентов книг, которые входят в федеральный комплект учебников, должны закупаться за счет госбюджета. Второй документ идет еще дальше - предусматривает финансирование разработки, издания и доставки учебных изданий в полном объеме за счет федеральных средств. Но Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал Госдуме отклонить законопроекты в первом чтении, что депутаты и сделали.

    - Бесплатное школьное образование включает в себя бесплатные учебники, - заявил вчера глава комитета Николай Булаев. Однако уточнил, что предложенные документы задачу не решают, так как не соответствуют изменениям, произошедшим в российском законодательстве за последние пять лет.

    Чем же не угодили депутатам предложенные законопроекты? Ситуацию комментирует генеральный директор государственного издательства "Просвещение" Александр Кондаков:

    - Оба законопроекта я бы назвал так: ностальгия по прошлому. Законы "выглядят" хорошо, но возвращают нас в дорыночную эпоху, содержат положения, к примеру, о регламентации цен на учебники. Еще в 2002 году было принято постановление правительства РФ об условиях осуществления и лицензирования образовательной деятельности. Если бы был дополнительно издан приказ, что одним из таких условий является наполнение фондов школьных библиотек, то все те цели, которые заложены в два этих законопроекта, могли бы быть легко учтены. С моей точки зрения, нет необходимости создавать специальный закон об учебном книгоиздании. Можно было бы ограничиться уточнениями в действующий Закон "Об образовании": в понятие "бесплатное основное общее образование" включить не только зарплату учителей, обеспечение зданиями и оборудованием образовательных учреждений, но и обеспеченность информационными ресурсами, в том числе и учебниками. А еще разумнее было разработать новый закон о стандартах общего образования, который регламентировал бы условия осуществления образовательной деятельности, прежде всего финансовые.

    Поделиться