20.04.2005 05:00
    Поделиться

    Ужесточаются правила аккредитации вузов

    Эксперты бьют тревогу: до 70 процентов выпускников многих вузов страны сразу же за стенами "альма матер" пополняют армию безработных.

    - Беда в том, что вузы ориентированы больше на спрос потребителей, то есть абитуриентов, а не рынка труда, - считает президент кадрового объединения Валерий Поляков. - Вузы стараются потрафить студентам, а они не умеют выбирать специальность, востребованную рынком.

    Сегодня компании нередко вынуждены нанимать иностранцев - просто потому, что при огромном количестве выпускников российских вузов достойных претендентов на вакансии нет. Если они и соответствуют требованиям по формальным параметрам, то не готовы много и напряженно работать.

    Рекрутеры заметили и такую тенденцию при найме на работу: диплом при трудоустройстве важен в основном для молодого специалиста. Через десять лет наниматель смотрит скорее на послужной список претендента на вакансию, чем на то, какой вуз он закончил. В конце концов, даже в одном и том же вузе могут быть выпускники совершенно разного качества.

    Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере образования минобрнауки Федор Дудырев подчеркнул в связи с этим важность непрерывного образования. Любое самое замечательное образование быстро устаревает, поэтому человек должен повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

    В минобрнауки считают целесообразным выстраивать рейтинги вузов, основываясь на показателях карьерного роста и дохода их выпускников. По словам чиновника, составлять их могли бы "сторонние" организации (например, ассоциации работодателей). Он заверил, что государственное финансирование вузов в дальнейшем будет нарастать, но уравниловки не будет. Нужно серьезно подумать об эффективности вложения средств.

    Заместитель руководителя Рособрнадзора Елена Геворкян рассказала о проведенных проверках качества обучения в вузах. К половине вузов в четырех регионах (Астраханской, Самарской и Тюменской областях и в Ставропольском крае) есть претензии по качеству. У них были либо приостановлены лицензии, а некоторые и вовсе лишены государственной аккредитации. На очереди - проверки в Мурманской, Псковской областях и в Ханты-Мансийском автономном округе.

    Показатели государственной аккредитации вузов будут меняться в сторону ужесточения. Планируется внести изменения в положение о лицензировании и выдавать филиалам вузов не самостоятельные лицензии, а вписывать их в приложение к лицензии базового учебного заведения, как и все образовательные программы, реализуемые филиалом. Минобрнауки уже заявляло о существенном сокращении номенклатуры специальностей: их будет примерно 40-50 в бакалавриате и около двухсот в магистратуре (сегодня их около семисот). Будет уделяться больше внимания научным исследованиям, проводимым университетами, результативности и внедрению научных разработок, а также воспитательной работе в учебных заведениях.

    Ожидается, что новые правила начнут действовать с начала 2006 года. По словам Елены Геворкян, вузы будут заблаговременно предупреждены о новациях. Будут меняться также и названия вузов. В настоящее время они имеют три статуса: институт, академия и университет. "Сейчас более 60 процентов вузов являются университетами, по сути не соответствуя этому статусу", - подчеркнула Елена Геворкян.

    Выступившие на "круглом столе" представители вузов в общем согласились с тем, что номенклатура специальностей и программ сейчас непомерно раздута. Существует до 1,5 тысячи образовательных программ только по экономике и менеджменту, хотя читают их зачастую бывшие преподаватели научного коммунизма. Представители бизнеса считают, что надо закрывать большинство из них, если они не соответствуют международным требованиям. Необходимо в рамках Болонского процесса, к которому присоединилась Россия, провести мониторинг всех вузовских специальностей по европейским стандартам.

    Глава одной из крупных фондовых компаний Рубен Варданян выступил резко против того, чтобы преподавать экономику и в частности рынок ценных бумаг в технических и других неспециализированных вузах. "Это дискредитирует качество экономического образования, и мы проигрываем по ключевым вопросам развития бизнеса", - подчеркнул он.

    Поделиться