15.04.2005 02:00
    Поделиться

    Фильмы ужасов глазами психолога

    Вера Звонникова, Самара
    Мой ребенок обожает фильмы ужасов. Меня эта его страсть беспокоит. Думаю, что море крови на экране и жестокий мордобой делают детей агрессивными. Но муж утверждает, что, наоборот, такие фильмы "сублимируют" агрессию. Кто из нас прав?

    - Действительно, среди ученых существуют две точки зрения на агрессию. Но большинство специалистов все же считает, что фильмы со сценами ужасов влияют на детей отрицательно.

    Более того, если дети часто смотрят такое кино, то со временем возникает "привыкание" к жестокости и насилию. Не появляется и сопереживания страданию другого существа. Такие подростки довольно легко переступают запрет на агрессивное поведение.

    Если родителей беспокоит тяга их чада к подобным фильмам, лучше проконсультироваться с психологом или психиатром. Хотя у подростков часто нечто подобное случается, а потом бесследно проходит.

    Впрочем, бывает и другая история. К сожалению, не только фильмы, но и жизнь вокруг такова, что ребенок видит слишком много ужасов не только по телевизору. Подрастая, он превращается из потерпевшего от насилия в преступника. Ведь такую норму поведения он перенял у отчима, матери или наставников в школе. Фильмы, конечно, здесь играют не первую, но важную роль.

    Одно из самых тяжких преступлений, прошедших нашу экспертизу, было связано с фильмами о вампирах, которые, на мой взгляд, наносят самый большой вред. 14-летние мальчики совершили убийство своей одноклассницы: заманили ее в лес, заставили вырыть себе могилу, перерезали ей горло и пили теплую кровь. Это все взято из фильма. И экспертиза показала, что все они были психически здоровыми, вменяемыми. Причем один из них - лидер - больше остальных увлекался фильмами про вампиров, а остальных - ведомых - заставлял пить кровь. Они давились, но не могли этого не делать. Ведь закон стаи - это специфика подросткового возраста.

    Плашкины, Завьяловы, Щербак, Подмосковье
    Мы считаем, что в нашей школе нарушают права человека. Суть дела: чтобы "вычистить" школу-гимназию от детей со средними способностями, у нас каждый год проводят тестирование, по результатам которого формируют классы. Часть детишек попадает в так называемый класс коррекции. Теперь на них можно ставить крест, потому что года через два их выпихнут в спецшколу для отстающих. Знаем, что на Западе есть шкала "IQ", по которой детей делят на нормальных и не очень. А на основании чего делается это у нас?

    - Действительно, в некоторых общеобразовательных учреждениях с углубленными формами обучения существует тестирование. Родители заранее должны знать, что положение о тестах закладывается в устав школы. Ни о каком ущемлении прав речь здесь не идет. Ведь тестирование проводится только для того, чтобы определить, готов ли ваш малыш к школе, и оценить причины его успеха или провала. Если же у ребенка есть трудности в учебе, связанные с какими-то соматическими или психическими заболеваниями, будут нужны дополнительные методы обследования. Это так называемая психодиагностика, которая проводится для того, чтобы выявить сильные и слабые стороны школьника и "зону ближайшего развития" - ту область знаний или навыков, которую ребенок способен освоить с помощью взрослых. У каждого она своя. Поэтому и учебные нагрузки должны быть индивидуальными. Тогда ребенок будет развиваться именно теми темпами, которые заложила в нем природа.

    Главное, тестировать правильно. Вот пример. В одной из наших республик проводили тесты, рассчитанные на европейские стандарты. Они показали, что дети славянской национальности чуть ли не все гении, а местные школьники - все скопом недоразвитые. Но такого быть не может! Задумались над правильностью тестов. И составили смешанные, которые учитывали и прагматизм европейских народов, и эмоциональность коренных. Заново запустили тестирование, и оказалось, что местные ребятишки - очень талантливы, но за счет эмоциональной, творческой жилки, а не логического мышления, которое у них "измеряли" до сих пор. Важно, к каждому ребенку найти свой подход.

    Петр Козлов, Наро-Фоминск
    Часто приходится слышать: "У меня депрессия!" А на следующий день человек как ни в чем не бывало в хорошем настроении спешит на работу. Что на самом деле это за заболевание? Говорят, что ученые выявили так называемый индекс депрессии. Как он вычисляется?

    - Когда речь о погоде, из-за которой на душе кошки скребут, это просто колебания настроения в пределах нормы. Ну а депрессия - это стойкое болезненное расстройство психики, которое проявляется целым "букетом": и тоска, и пониженное настроение, и замедленность всех физических и психических процессов и мышления, а также двигательных функций. "Индекс" же депрессии - это показатель ее глубины. Как правило, это понятие не применяется для диагностики: психиатры при установке диагноза опираются на клинические признаки болезни.

    М., Пермь
    Моей дочери 31 год. В детстве ей поставили диагноз: олигофрения в стадии дебильности. Инвалидности не было. Теперь ставят диагноз: непсихопатическое депрессивное заболевание. Очень остро стоит вопрос трудоустройства: в центре занятости ей предлагают только работу уборщицы. Но дочка маленького роста и слаба физически, часто болеет, и ее увольняют "по собственному желанию". В результате живем только на мою пенсию. Есть ли какие-то пути защиты таких "пограничников", которые и от умственно здоровых людей отстали, и к больным не примкнули. Как установить дочери группу инвалидности, ведь работать она не может?

    - Пограничные психические расстройства - это и не психоз, и не слабоумие. Но тем не менее они, безусловно, снижают трудоспособность человека. У вас есть только один выход: идти по месту жительства в психоневрологический диспансер и поставить перед врачами диспансера вопрос об установлении группы инвалидности.

    Врачи в такой ситуации не только должны сами обследовать вашу дочку, но могут и госпитализировать ее на какое-то время, чтобы выяснить, насколько глубоки те или иные расстройства. После чего проводится ВТЭК. По тому, как в письме все описано, у меня создается впечатление, что уж как минимум о третьей группе инвалидности здесь речь идет. Эта группа сохраняет право на труд.

    Думаю, что девушке подошла бы работа, где нужно просто присутствие человека. Например, в музеях: находиться в зале и наблюдать, чтобы не слишком близко подходили к картинам и скульптурам.

    Марина Карапетян, Петропавловск
    Мой сын утверждает, что цифры имеют свой цвет и звук, а цвета - разные на вкус. Кстати, применяя эти свои "странности", он легко запоминает цепочки из тридцати цифр. Не грозит ли ему какая-нибудь психическая болезнь?

    - Такая связь между ощущениями разного качества - это крайне редкое явление. Но не только ничего страшного в этом нет, а наоборот, это говорит о дополнительных способностях ребенка. Один из ярких примеров - композитор Скрябин: звуки у него ассоциировались с цветами. Такое композиционное восприятие помогало ему не только исполнять музыку, но и писать ее.

    Очень важно развивать такие необычные свойства ребенка. Ведь если этот талант не востребовать, он постепенно угаснет. И ваш ребенок не достигнет запрограммированного природой уровня.

    Поделиться