10.03.2005 03:59
    Поделиться

    Владимир Егоров: У Калининграда большие перспективы

    Калининград как стратегически важная территория должен стать из "большой проблемы" большим шансом

    Российская газета: Владимир Григорьевич, скоро исполняется год с момента вступления Литвы и Польши в Европейский союз. Отразилось ли это на социально-экономическом развитии Калининградской области?

    Владимир Егоров: Очевидно, что после вступления Литвы и Польши в Евросоюз возникла уникальная экономико-правовая ситуация: Российский регион оказался внутри объединенной Европы. Такое положение дел прогнозировалось. И руководством страны ставилась задача развивать Калининградскую область как неотъемлемую часть Российской Федерации путем адаптации экономики региона к совершенно новой внешней среде. Благодаря скоординированным усилиям Федерального центра и региональных властей удалось значительно ослабить негативное влияние изменившихся геополитических условий и сохранить положительную динамику развития области. Чтобы не быть голословным, обращусь к цифрам. В 2001-2004 годах среднегодовые темпы роста валового регионального продукта составили 9,1 процента - самый высокий показатель для стран Балтийского моря. За три года объем промышленного производства вырос почти на 80 процентов против 24 в среднем по России. Ежегодные темпы прироста превысили среднероссийские в три раза. Товарооборот с другими регионами России в 2004 году вырос по сравнению с 2003 годом на 70 процентов. Рост внешнеторгового оборота - на 50 процентов. На 10 процентов возросли объемы перевозок на железнодорожном транспорте и переработки грузов портовым комплексом.

    РГ: Значит, можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация не привнесла никакой угрозы национальной безопасности Российской Федерации на территории ее самого западного субъекта?

    Егоров: Если вы подразумеваете, скажем, прямую военную угрозу, то ее, конечно, нет. Но это отнюдь не означает, что у нас нет озабоченности с обеспечением национальных интересов России на территории региона.

    РГ: И что же вас заботит больше всего?

    Егоров: Есть целый комплекс проблем, связанных с обеспечением нормальных условий жизнедеятельности области. Регион все-таки находится за двумя границами от основной территории страны, и мы должны иметь с ней надежную связь. Возьмем, к примеру, грузовой транзит. После 1 мая 2004 года область была вынуждена принять европейские правила перевозки по территории Литвы грузов, следующих на основную территорию России или оттуда к нам. Это привело к потерям, вызванным, в частности, увеличением времени и стоимости таможенных процедур, введением новой документации, неприменяемыми ранее платежами. Скажем, сборы за ветеринарный контроль до 1 мая составляли 80 литов, сейчас - 104, и вероятен очередной скачок. Введен запрет на провоз животных сельскохозяйственного назначения. Достаточно жесткие условия фитосанитарного контроля стали существенным препятствием для снабжения сырьем наших целлюлозно-бумажных предприятий, а это традиционная для области отрасль промышленного производства.

    РГ: Можете ли вы, как губернатор особой в геополитическом отношении области, что-то предложить для решения возникших проблем?

    Егоров: Можем. И предлагаем. Переговоры, которые после 1 мая 2004 года вела российская сторона со структурами ЕС, консультации с литовцами - последний раунд состоялся три месяца назад - показали, что мы утонули в частностях. Разбираемся, что такое гарантия, что такое страховка. А надо бы использовать алгоритм, примененный при решении вопроса с пассажирским транзитом. В 2002 году вопрос решался политически. Жесткая позиция России позволила найти приемлемый для обеих сторон вариант, и Брюссель согласился ввести упрощенный порядок перемещения людей из Калининградской области на основную территорию России и обратно. Сегодня не грех напомнить, что существует совместное заявление России - ЕС. В Люксембурге в апреле прошлого года четко было сказано, что условия транзита грузов с вступлением Литвы в ЕС не должны быть ухудшены. На деле же экономическая ситуация для Калининградской области осложнилась. Слова документа не наполнились конкретным содержанием. Вопрос и теперь следует решать политически, ибо Калининград для России, по оценке президента РФ В.В. Путина, "стратегически важная территория, будущее которой напрямую связано с национальными интересами страны". Поэтому считаю, что Россия и ЕС должны выйти уже в ближайшей перспективе на заключение специального соглашения по Калининградской области. Это обстоятельство открыло бы новые возможности для нашего региона и России в целом на пути сближения с европейскими стандартами, нормами и правилами европейского законодательства. То есть Калининградская область фактически стала бы базовой территорией сотрудничества Российской Федерации с Европейским союзом.

    РГ: А по каким направлениям может развиваться это сотрудничество?

    Егоров: Скажу сразу: развивая внешнеэкономические связи, администрация области работает не на корпоративно-эгоистические интересы, а в русле государственной политики, разработанной президентом и правительством России. Исходя именно из этой позиции, в апреле 2003 года была принята Стратегия развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года. В рамках Стратегии термин "сотрудничество" понимается в широком смысле. С этой точки зрения особенно важны для нас связи с субъектами Российской Федерации. Для многих из них область - ворота в Европу, возможность на практике воспользоваться передовыми технологиями. Предпосылки для этого у нас уже созданы. В промышленности региона за последние годы произошли серьезные изменения. 60 процентов производимой продукции составляют ее новые виды, ранее не производившиеся в области: автомобили, портовые краны, бытовая техника, телевизоры, мебель. Поэтому не случайно за последние три года подписано 18 соглашений с субъектами РФ о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, в том числе Ярославской и Нижегородской областями, Республикой Татарстан, правительством Москвы, администрацией Санкт-Петербурга и другими. Если говорить о развитии наших экономических связей с соседними странами, то при разработке Стратегии мы исходили из того, что сотрудничество России и ЕС будет переходить на более эффективные рельсы и тем самым способствовать созданию благоприятных условий для роста экономики области.

    РГ: Владимир Григорьевич, есть ли ощущение, что такие благоприятные условия для развития экономики региона уже обозначились?

    Егоров: Да, безусловно. И об этом свидетельствуют многочисленные примеры взаимовыгодных экономических связей с нашими зарубежными партнерами. Достаточно сказать, что на уровне европейских стандартов идет модернизация и создаются предприятия, выпускающие товары народного потребления, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, оказывающие населению строительные и прочие услуги. В области зарегистрировано более 2500 предприятий с иностранным капиталом. Все они производят общепризнанную в мире продукцию, хорошо известную на российском рынке, в странах СНГ, ряде государств дальнего зарубежья. Так что тенденция позитивная, которая в конечном итоге экономическое развитие региона поднимет на новый уровень и придаст хорошую динамику нашему сотрудничеству с соседями.

    РГ: А что, на ваш взгляд, должно способствовать развитию такого сотрудничества, привлечению инвестиций?

    Егоров: Сегодня важно прежде всего дать возможность потенциальному инвестору увидеть перспективу. И многие ее уже видят. За последние четыре года объем инвестиций увеличился в 3 раза, в том числе иностранных - в 3,2 раза. Крупнейшими инвесторами в регионе стали "ЛУКОЙЛ", РАО "ЕЭС России". Десятки и даже сотни миллионов долларов в развитие своих производств на территории области вкладывают Северо-Западная лесопромышленная компания, литовская фирма по выпуску холодильников "Снайге", хорватское предприятие "Продукты питания" и другие. Основа, конечно, заложена, но это только начало пути. Для реализации определенного президентом РФ курса на создание на территории Калининградской области региона сотрудничества России и ЕС в полном объеме надо не приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке, а работать на опережение. Именно поэтому сейчас идет очень серьезная работа над совершенствованием законодательства, основу которого должен составить новый вариант закона об особой экономической зоне. Он станет важнейшим механизмом, способствующим созданию стабильных условий для развития всех видов предпринимательства, а значит, экономики в целом.

    РГ: Так, какие проблемы, по вашему мнению, надо решать в первую очередь?

    Егоров: Прежде всего те, которые не решались десятилетиями. Представьте себе, что первый природный газ в область, расположенную в центре Европы, пришел только в 1985 году, а уже в 1990 году газификация была практически заморожена. Только в 2001 году возобновлен этот процесс, но и по сей день область потребляет газа меньше, чем все остальные регионы Северо-Запада в расчете на душу населения. Второй момент. 95 процентов электроэнергии область, находящаяся в окружении Евросоюза, получает извне. Положение осложнится после того, как будут заглушены реакторы Игналинской АЭС. И третье. Геополитическое положение региона обязывает нас ускоренными темпами развивать транспортную инфраструктуру, чтобы область имела устойчивую связь с основной территорией страны и на деле могла содействовать созданию единого экономического пространства России и ЕС. Согласитесь, современное производство невозможно развивать при дефиците газа и электроэнергии. И какой предприниматель захочет, чтобы его продукция часами, а то и сутками простаивала в очередях на границе?

    РГ: А что конкретно делается в этих направлениях?

    Егоров: Четвертый год идет реализация проектов Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2010 года. Этот документ предусматривает прежде всего формирование всех элементов современной инфраструктуры региона. Большое внимание уделено решению проблем топливно-энергетического комплекса. Вопросов в этой отрасли остается еще много. Но без всякого преувеличения скажу: что не выполни мы совместно с Федеральным центром ту работу, которая уже сделана, Калининградская область оказалась бы отстающей навсегда. Речь идет прежде всего о строительстве собственного энергоисточника, работающего на газе. Первый блок станции будет введен в эксплуатацию 1 ноября 2005 года. Но надо приступать к строительству второго. Введение ТЭЦ в строй на полную мощность обеспечит развитие экономики региона на длительную перспективу. Четыре года назад мы начали серьезную работу по газификации области. За это время смогли подать голубое топливо в 10 из 22 муниципальных образований. Этого, конечно же, мало. Нам нужны дополнительные объемы газа. 1 миллиард 400 миллионов кубометров - этого должно хватить и для работы самого крупного будущего потребителя - строящейся ТЭЦ-2, и для нужд городов и поселков. Цифра взята не с потолка, основана на тщательных расчетах. Но они пока что не убеждают "Газпром". Тем не менее я убежден, что здравый смысл возобладает. Аргументы в пользу наших предложений достаточно весомы: необходимое количество тепла, газа и электроэнергии - основа инвестиционной привлекательности региона. В рамках Федеральной целевой программы мы приступили к строительству современной транспортной инфраструктуры. Для области, находящейся в окружении ЕС, важно иметь устойчивое сообщение с основной территорией страны и по воздуху, и по морю, и по суше. Серьезные изменения произойдут уже в этом году. Идет реконструкция аэропорта, строительство паромного комплекса в Балтийске, автодорог и хорошо оборудованных погранпереходов. На состоявшейся в феврале в Калининграде встрече министров транспорта России, Польши, Литвы и Германии было отмечено, что, по сути, идет подключение области к формирующейся в регионе Балтийского моря сети основных трансевропейских коридоров с современной таможенной и пограничной инфраструктурой, отвечающей европейским нормам и стандартам. Так что серьезные проблемы жизнедеятельности региона решаются и будут решены. Внимание Федерального центра к стратегически важной территории постоянно возрастает, и не случайно в числе основных приоритетов социально-экономического развития страны президент РФ Владимир Путин назвал и Калининградскую область.

    РГ: Владимир Григорьевич, а как сами жители области воспринимают ее нынешнюю геополитическую особенность? Кем они себя считают в большей степени - европейцами или россиянами?

    Егоров: Хочу обратить внимание на такую характерную черту области: это самый многонациональный регион России. Здесь проживают представители 132 национальностей. В большинстве своем это люди, приехавшие в область сразу после войны из всех республик Советского Союза, их дети и внуки. Этот край стал всем нам родным и близким, неотъемлемой частью нашей большой Родины. Приведу такие данные последних социологических исследований. 94 процента жителей области ощущают себя калининградцами, гражданами России. Поэтому появляющиеся время от времени в средствах массовой информации разговоры о так называемом калининградском сепаратизме не имеют под собой никакой почвы. Жители нашей области хотят, чтобы эта земля, подчеркну, российская земля, была красивой и благополучной.

    РГ: Калининград готовится отметить 750-летний юбилей. Какой смысл вкладывают калининградцы в это событие, явно выходящее за рамки регионального масштаба?

    Егоров: 750-летие Калининграда - хорошая возможность еще лучше понять, что наша область не только географический центр Европы, но и центр пересечения культур, исторического прошлого многих европейских народов. Юбилей - также праздник тех, кто в течение шести десятилетий творил на этой земле новую историю: освобождал ее от фашизма, возрождал из руин, восстанавливал и развивал экономику, крепил обороноспособность страны на западных ее рубежах. 750-летие Калининграда должно стать поводом создания благоприятного фона для российско-европейской интеграции. Возможностью еще раз заявить, что Российский регион в центре Европы будет достойно нести миссию сотрудничества, взаимодействия культур, станет мостом между Востоком и Западом, служащим взаимопониманию и миру.

    Поделиться