02.03.2005 03:00
    Поделиться

    Гонтмахер: реформа льгот давно назрела

    Сразу скажу, что все названные реформы для нашей страны просто обязательны. Они необходимы, потому что неэффективность экономики этих секторов очевидна. С моей точки зрения, если мы даже в разы увеличим их финансирование, то все равно не получим ни улучшения медицинского обслуживания и образования, ни более качественных услуг ЖКХ. Суть реформ как раз и заключается в том, чтобы создать экономические механизмы для эффективного использования получаемых средств. И только сделав это, можно дать и медицине, и образованию, и ЖКХ больше денег. Это суть реформ. Но не надо забывать и об их целях. Каковы же они? Улучшить жизнь людей, чтобы остались и доступное здравоохранение, и в основном бесплатное образование, и не удушающие семейные бюджеты тарифы ЖКХ. Но как раз эта связь между сутью и целью реформ пока не ясна.

    Мы очень любим двигать финансовые потоки, экономить бюджетные средства. Но без социального камертона рискуем получить такую же ситуацию, что и с реформой льгот - массовое недовольство людей. Согласен, что все намечающиеся реформы надо внимательно анализировать с социальной точки зрения, то есть как они отразятся на жизни конкретных людей. И только после проведения такой социальной экспертизы можно их начинать. К сожалению, этого как раз и не делается. Именно поэтому, анализируя решения, относящиеся к социальной жизни нашей страны, очень часто натыкаешься на какой-нибудь очередной миф, следуя которому обязательно оконфузишься.

    Реформа льгот давно назрела, и ее надо проводить. Отдадим должное смелости тех, кто наконец решился на это

    Например, сейчас очень популярно вот такое объяснение необходимости замены натуральных льгот денежными выплатами: люди, дескать, получают право выбора, на что потратить полученные дополнительные средства - "вкусненько поесть", приобрести что-нибудь в дом и пр., и пр. А ведь раньше, понимаете, льгота была обязаловкой - нужна она тебе или нет. Отсюда очень положительно интерпретируется, например, факт того, что только несущественное меньшинство льготников (менее 20 процентов) приобрели проездные билеты на общественный транспорт. Это означает, говорят нам, что те, кто не купил такой проездной, поддержали реформу льгот.

    Золотое нравственное правило социальной политики говорит о том, что прежде чем менять жизнь других людей, мысленно примерьте предлагаемые изменения на себя. Это, собственно, перекликается с библейской истиной: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Так кто же такой типичный российский льготник? Это пожилой, больной и малообеспеченный человек. Понаблюдайте за тем, как он живет изо дня в день. Это борьба за выживание - экономия даже не на каждом рубле, а на каждой копейке. Почему перекрыли Ленинградское шоссе в Химках? Причина проста: подмосковные льготники бесплатно ездили на мелкооптовый продовольственный рынок, расположенный в Москве, чтобы немного сэкономить на покупке продуктов. С точки зрения инициаторов реформы, получающих неплохую зарплату, эта экономия просто смешная. А для старика ее потеря из-за необходимости платить за проезд - трагедия.

    А теперь вернемся к мифу о благе выбора. Если бы, допустим, у инвалида были удовлетворены все основные потребности, то дополнительные деньги этому человеку, действительно, не помешали бы. Он стал бы вместо карамели покупать трюфели. А если в семейном бюджете сплошные дыры? Тогда дополнительные живые деньги, появившиеся взамен льгот, часто становятся бедой, потому что они меняют устоявшийся образ жизни.

    Раньше тот же инвалид получал лекарства бесплатно (пусть не всегда в полном объеме и часто с опозданием). Теперь до 1 октября 2005 года он должен решить мучительную для себя проблему: оставить и далее эту натуральную льготу, входящую в состав так называемого социального пакета, или с 1 января 2006 года получить 450-рублевую прибавку к своим скромным деньгам. Кто-то эту прибавку элементарно пропьет, у кого-то ее заберут заботливые родственнички, другой на эти деньги будет оплачивать обучение своих детей, третий незаметно растратит их на мелочи. А как же лекарства? На них просто не останется денег. Тем более рост цен на монополизированном фармакологическом рынке очень высок. И что мы все будем делать, когда сотни тысяч инвалидов попадут в такой переплет?

    А проездные билеты? Лишь незначительное меньшинство льготников купили их, потому что в обмен на 200-300-рублевые компенсации люди отказались от поездок в общественном транспорте к родственникам, в поликлинику, в дешевую аптеку, на рынок. Зато в доме появится лишний кусок хлеба, пакет молока, можно будет вовремя оплатить растущие как на дрожжах счета за жилье и коммунальные услуги, телефон. Знают ли те, кто инициировал реформу льгот, что наши старики больше всего боятся не заплатить вовремя за телефон - ведь тогда его неумолимо отключат. А это для многих, потерявших право на бесплатный безлимитный проезд, - единственная ниточка, связывающая их с внешним миром.

    Свобода выбора - действительно благо для богатого человека, для нашего нарождающегося среднего класса. Поехать отдохнуть в Турцию или на Кипр, на Мальдивы или Сейшелы. Мне очень бы хотелось, чтобы такой выбор был доступен каждому. Но пока это не так. И насильное внедрение этого принципа зачастую приводит к обратному результату - еще большему недовольству значительной части нашего населения.

    Не секрет, что подавляющее большинство льготников родились и воспитывались в советское время, когда государство было и матерью, и отцом родным. Оно давало бесплатно и жилье, и образование, и медицинское обслуживание. И еще давало денег в виде зарплат и пенсий, чтобы люди могли иметь выбор: купить батон хлеба или сетку картошки. А уж холодильники и телевизоры можно было купить такие, которые были в наличии, когда подходила твоя очередь. И люди с этим "выбором" мирились - другого они просто никогда не видели.

    В 90-е годы, опасаясь социального взрыва, молодая демократическая российская власть накрыла доставшихся ей в наследство советских людей зонтиком многочисленных льгот, еще более укрепив существовавшие поведенческие установки. А теперь решив, что наше старшее поколение волшебным образом поменялось, вдруг навязала ему совершенно чуждую ценность - свободу выбора. Люди, конечно, это однозначно восприняли как отказ государства от заботы о них.

    Конечно, было бы наивно призывать к возврату на круги своя. Реформа льгот давно назрела, и ее надо проводить. Отдадим должное смелости тех, кто наконец решился на это. Но кроме желания что-либо менять, надо добиваться и нужного результата. В данном случае не только фискального, но и социального.

    Поделиться