Герой популярной песни партизанил в белорусских лесах

Почему музей с таким громким именем находится именно в Горельце? Учитель - пенсионер, партизан и фронтовик Сергей Сипач таким вопросом явно удивлен.

- А где же еще?! 7 ноября 1942 года в нашей деревне - под самым носом у гитлеровцев - прошел партизанский парад, посвященный 25-й годовщине Октябрьской революции. 1200 партизан и местных жителей участвовали в нем.

Событие, согласитесь, для окупированной территории и впрямь неординарное. Но меня в Горелец привела другая история, следы которой долго искал учитель- краевед. Еще в 1960-е годы Сергей Иванович загорелся идеей создания в школе партизанского музея. Началось все, правда, с книги Ковпака, который никогда на Пуховщине и не воевал. Но и о нем, как о герое Великой Отечественной, рассказывал Сипач на уроках истории. Тогда Ковпак был еще жив. Однажды дети задали непростой вопрос, связанный с украинским партизаном, и тем самым поставили Сергея Ивановича в тупик. Учитель написал письмо в Киев, не зная даже точного адреса героя. Кроме всего прочего, поделился своими мыслями о необходимости восстанавливать местную партизанскую память. Вскоре пришла бандероль. В ней - книга "От Путивля до Карпат" и теплые слова поддержки от самого Ковпака. И полетели письма по всему Союзу.

В числе многих откликнулся и Константин Николаевич Власов из Новосибирска. Рядовой боец из отряда "Мститель". О нем Сипач знал из воспоминаний других партизан. Планировал краевед дела "Мстителя" отдельной экспозицией в будущем музее показать. Этот небольшой отряд дрался с фашистами и полицаями самоотверженно. Только с мая 1943 года по 3 июля 1944-го "мстители" провели 87 операций по подрыву железнодорожного полотна. Уничтожили и повредили 79 паровозов, 784 вагона с фашистами, техникой. На шоссе 36 раз организовывали засады, уничтожили десятки грузовых и легковых машин. Но, открывая для себя всю эту статистику, Сипач искал в памяти своих старых и новых знакомых живые истории, пытался восстановить судьбы погибших "лесных солдат". Кто- то из бывших партизан обронил фразу: "А знаете, ведь Власов погибал дважды. Первый раз - на безымянной высоте. Это и о нем поется в кинофильме "Тишина"...

Факт Сипача заинтриговал. И он начал собирать все, что писали о боях под Рославлем, где находилась та самая высота, и знаменитой 139-й Рославльской Краснознаменной дивизии. Формировалась она в Чувашии, а там жил и работал земляк, бывший партизан и бывший секретарь Руденского подпольного райкома комсомола Андрей Тарасов. Он даже книгу написал о боевых побратимах, да и в Горелец из далеких Чебоксар приезжал не раз. Потихоньку - крупица за крупицей - все для Сергея Ивановича и прояснилось. А еще помог сам автор слов "На безымянной высоте" - поэт Михаил Матусовский. Он прислал в музей книгу о героях 139-й и рассказал, как родилась известная миллионам людей песня.

- Недалеко от большого поселка Бетлица Куйбышевского района Калужской области есть деревня Рубеженка, - вспоминал Михаил Матусовский. - Там, около этого "незнакомого поселка", и находится высота, отмеченная на карте цифрой 224,1. За эту высоту и сражались восемнадцать бойцов из 139-й дивизии... Рассказал мне о неравной схватке воинов редактор многотиражной газеты "Сталинский призыв" Николай Чайка во время одной из поездок в части 2-го Белорусского фронта. А потом, много лет спустя, режиссеру Владимиру Басову, снимавшему на студии "Мосфильм" кинокартину "Тишина", понадобилась песня-воспоминание о погибших, кто не дошел до Берлина, не увидел Красного Знамени над рейхстагом, не услышал мирной тишины, тем, кто на алтарь Победы положил самое дорогое - жизнь. Владимир Басов обратился к ленинградскому композитору Вениамину Баснеру и ко мне с просьбой, чтобы мы написали такую песню...

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат...

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят...

А что же Власов? Он - один из тех троих? Восстановим события на высоте 224,1, от взятия которой зависело, сможет ли выйти 139-я дивизия на Рославль. 18 храбрецов вызвались составить ударную группу для прорыва немецкой обороны. Первые 600 метров преодолели достаточно быстро. Ворвались на высоту. Успех группы начала развивать восьмая рота, которая пошла в обход. Но встретила сильное сопротивление. Сохранилось боевое донесение с записью: "... рота при подходе к траншеям отсечена от 18 человек с флангов и обстреляна сильным огнем". После нескольких атак рота ворвалась в первую, а затем во вторую линии траншей врага. А 18 смельчаков по-прежнему сражались на обратном скате "Безымянной", отрезанные от своих. Под шквальным огнем фашистских пулеметов бойцы стояли насмерть. И выдержали несколько контратак. А утром, когда подразделения 139-й дивизии прорвались к высоте, обнаружили лежащие вперемешку с немцами тела погибших красноармейцев. В живых, как выяснилось поначалу, остался только рядовой Герасим Лапин. Взрывная волна отбросила солдата в сторону. Оказавшись в глубокой яме, он потерял сознание. Лапина доставили в госпиталь. А остальных приняла братская могила. "Похоронили" и Константина Власова. В документах соответствующую запись сделали: "...захоронен в братской могиле N 24 десятым справа". Домой отправили похоронку... А на самом деле Власов, когда к нему вплотную подошли гитлеровцы, выдернул чеку последней гранаты. Но взрыва почему-то не последовало. Фашисты схватили обессиленного солдата. Сначала - Рославльская тюрьма. Затем - концлагерь в Бобруйске. Оттуда удалось бежать.

В Национальном архиве Беларуси и сейчас хранится свидетельство: "Власов Константин Николаевич, 1911 года рождения, военное звание сержант, служил рядовым партизаном в отдельно действующем отряде "Мститель" Минской области с 5 ноября 1943 года по 5 июля 1944 года. В партизаны прибыл из Бобруйского лагеря военнопленных, совершил побег во время транспортировки пленных по железной дороге".

- Однополчане также долгое время считали Константина Николаевича погибшим, - рассказывает Сергей Иванович. - И только в 1964 году его пригласили в деревню Рубеженка. Вместе с Герасимом Лапиным он открыл памятник в честь погибших на высоте 224,1. А мы в своем музее "Партизанская слава" отдельной частью выделили в экспозиции историю песни "На безымянной высоте". У нас хранится и книга учета личного состава отряда "Мститель". Напротив фамилии Власов - отметка о том, что он... погиб во время партизанской операции. Снова поторопились. Не погиб солдат с "Безымянной", был только ранен, схоронился в одной из лесных деревень. А немного окрепнув, вернулся в отряд. Кстати, наведывался Константин Николаевич не так уж давно и в наш спрятавшийся в лесу Горелец, прошел по местам, где когда-то партизанил. Мы пригласили на встречу бывших бойцов отряда "Мститель", тех, кого смогли разыскать. И плакали, и пели, и вспоминали... Когда, случается, проводим в нашей школе или деревенском клубе вечер и зовем в гости ветеранов, юные артисты всегда исполняют дорогую всем нам песню:

Как будто вновь я вместе с ними

Стою на огненной черте -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться