18.02.2005 00:55
    Поделиться

    В санный спорт и бобслей "пришли русские"

    С мнением иностранных журналистов невозможно не согласиться - мы привыкли, что основными застрельщиками в зимних видах спорта у нас традиционно выступали лыжники, биатлонисты, фигуристы. Медали в этих видах у нас традиционно принято заносить "в актив" задолго до чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр.

    А вот бобслей, санный спорт всегда были в тени. Эдакими "золушками" от спорта.

    Победа Альберта Демченко на Кубке мира в этом году, а затем успех бобслейной четверки, которая также стала лучшей на планете, заставили многих скептиков изменить свое отношение к этим соревнованиям.

    Понятно, что с чистого листа победы не приходят и у каждого успеха есть своя база, основы которой были заложены еще во времена СССР. Хотя справедливости ради стоит сказать, что и тогда отношение к санному спорту и бобслею было неоднозначным.

    Сани "под колпаком"

    История развития санного спорта в нашей стране почему-то у многих ассоциируется с русской забавой - катанием на саночках с горки. Многие по сей день считают это нашим национальным видом развлечения. Оспаривать справедливость таких суждений не буду. Однако факты говорят о том, что первые спортивные соревнования саночников состоялись 12 марта 1883 года в швейцарском Давосе. В этот день два смелых энтузиаста - местный почтальон Петер Минх и австралийский студент Георг Робертсон - предложили всем желающим посостязаться с ними в скорости спуска на санях по четырехкилометровой улице, связывавшей два самых крупных отеля известного альпийского курорта. Победителями состязания стали его инициаторы, показавшие одинаковое время - 9 минут 15 секунд. Интересная затея понравилась владельцам гостиниц, и соревнования решено было сделать традиционными.

    Путь в олимпийскую семью у санного спорта был долгим и тернистым. Почему-то организаторы Белых Игр старались не замечать саночников, под разным предлогом отказывая им даже в показательных выступлениях на олимпиадах. Однако в 1964 году на IX зимних Играх в Инсбруке саночники уже выступали на законных основаниях. Первым олимпийским чемпионом стал немец Томас Келлер, а чемпионкой - его соотечественница Ортрунд Эндерляйт.

    Что касается России, то в наших архивах первое упоминание о соревнованиях на санках датируется 1910 годом, когда в Москве на Воробьевых горах прошел большой праздник. После революции о санках, понятное дело, забыли. В Советском Союзе этот вид спорта считали "дорогостоящим и плохо приспособленным для широких масс". По этой причине на международной арене наши спортсмены дебютировали лишь в конце 60-х годов прошлого века.

    Сами саночники рассказывают, что этот прорыв состоялся только благодаря тому, что в 1967 году тогдашний президент Международного союза санного спорта австриец Берт Изатич привез председателя Госкомспорта Сергея Павлова на первую в мире искусственную трассу в Кенигзее и уговорил проехать в санях-двойке по ее ледяному желобу. Павлов получил от той поездки столь незабываемые впечатления, что сразу по возвращении в Москву сумел убедить Политбюро в необходимости развивать санный спорт в СССР.

    Через год в СССР появились первые санные трассы, отвечавшие тогдашним мировым стандартам (в Кавголово под Ленинградом и в Цесисе под Ригой), а еще через несколько лет от Мурманска до Бакуриани действовало более 30 спортивных школ.

    К подготовке наших спортсменов и количеству завоеванных медалей в Спорткомитете относились очень серьезно и саночникам никаких поблажек не делали. К тренировочному процессу подключались специалисты из ГДР, Польши. Там же закупалась форма и сами сани. Однако уже у 1980-м в СССР была создана "саночная" инфраструктура, воспитывались и свои тренерские кадры. Над разработкой саней и полозьев трудились целые заводы.

    Деньги из бюджета выделялись практически в неограниченном количестве, хотя и за результат спрашивали строго. Дебют на Олимпиаде наших саночников состоялся в 1972 году, а уже перед Играми в Лейк-Плэсиде стало очевидно, что в женских санях мы можем рассчитывать на медали самого высокого достоинства. Вера Зозуля и Ингрида Амантова к тому времени уверенно выступали на мировой арене, и первая уже успела стать чемпионкой Европы. Была поставлена задача подготовить их прорыв, и к делу были подключены невиданные мощности.

    За два года до окончания строительства в США олимпийской санно-бобслейной трассы пришлось воспользоваться помощью... КГБ. Благодаря работе наших "нелегалов" в Москву доставили точный план олимпийской трассы. После недолгих совещаний было принято решение построить ее точную копию. За строительством следили на самом верху, строителей постоянно подгоняли, сдвигая сроки. Этот уникальный во всех смыслах опыт взаимодействия спецслужб и спортсменов сработал на все сто - в Лейк-Плэсиде Вера Зозуля завоевала первую и пока единственную в истории отечественных саней золотую олимпийскую медаль, а Амантова стала третьей.

    Источники вспоминают еще один интересный случай. До 1985 года основной тренировочной базой нашей сборной был немецкий Оберхофф. В те годы между СССР и ГДР существовал своеобразный бартер - наши саночники и бобслеисты накатывали свою тренировочную норму в Германии, а немецкие конькобежцы готовились на льду "кузницы мировых рекордов", как называли тогда высокогорный каток "Медео". Следуя принятой в нашей сборной традиции выжимать из всего по максимуму, наши саночники за отведенное для тренировок время успевали делать по шесть спусков, в то время как спортсмены из ГДР делали лишь по три. В какой-то момент директору трассы подобное положение стало действовать на нервы, и он заявился в команду с категорическим требованием совершать в день не более четырех спусков. Возражения тренеров даже не выслушивались. Встревоженные руководители сборной срочно позвонили в Москву. В тот же день на Медео к немецким конькобежцам пришел "наш человек" и сообщил братьям по социалистическому лагерю, что с завтрашнего дня они занимаются только на одной половине катка. "Бегаете от сих и до сих, а дальше чтобы ни-ни!" - прочертил границу представитель спорткомитета. Утром следующего дня директор трассы в Оберхоффе прибежал в лагерь сборной СССР с извинениями, и инцидент был исчерпан.

    В то время прогресс отечественной школы санного спорта был впечатляющим. Сани стали если не массовым, то по крайней мере широко распространенным видом спорта. Увы, с развалом СССР этот вид спорта ушел в тень, и лишь сейчас, с успехом Демченко, имеет шанс вновь стать в России своим.

    В списках не значится

    Бобслей - безумно дорогой вид спорта. Об этом говорят сами спортсмены, руководители нашей федерации. Судите сами - на зарубежной трассе один спуск "четверки" стоит 55 евро, "двойки" - 35. А на тренировках скатиться по ледяному желобу необходимо не раз и не два...

    Увы, пока готовить наших спортсменов приходится не в России. Сейчас наша команда тренируется в Норвегии, Канаде, но всем совершенно очевидно, что нужна и своя трасса. Она вскоре должна появиться в Москве на базе центра зимних видов спорта около метро "Нагорная".

    Однако об этом заговорили только сейчас - когда наши спортсмены стали стабильно попадать в призеры этапов Кубка мира.

    Вообще, бобслей - во многом исключительный вид спорта. По специфичности и сложности организации соревнований он вполне мог бы сравниться с автогонками. Возможно, поэтому бобслей первым из санных видов спорта прорубил себе дорогу на Олимпиаду.

    Годом рождения бобслея принято считать 1897-й, когда, как и в санном спорте, два швейцарских студента соорудили из двух саней одни и съехали на этом ветхом экипаже с ледяной горы.

    Случилось это в Санкт-Морице, где спустя некоторое время был зарегистрирован первый спортивный клуб любителей бобслея, а в 1914 году появилась первая специальная трасса. Трасса была полностью ледяной, а для ее устройства был приспособлен естественный склон. Первые "бобы" выглядели довольно нелепо и больше напоминали снегоходы: с автомобильным рулем и открытой всем ветрам скамейкой позади него, на которой (в зависимости от тактики иногда сидя, иногда лежа) располагалась команда. На заре бобслея сани были рассчитаны исключительно на четырех седоков. Именно соревнования "четверок" были представлены в программе первой зимней Олимпиады.

    Интересно, что вплоть до 80-х годов прошлого века "боб" состоял только из металла. Лишь в начале девяностых на смену железу пришли полимеры. Сейчас в моде кевлар - материал, из которого изготавливаются бронежилеты.

    Другое дело, что на сто процентов обеспечить безопасность спортсменов, к сожалению, никто не может до сих пор, и частые травмы для бобслеистов привычны.

    Дороговизна бобслея всегда делала его спортом для благополучных стран. Только страна с устойчивой экономикой могла культивировать столь дорогостоящее состязание. Строительство дорогих желобов, конструирование саней, подготовка экипажей во все времена было делом весьма и весьма затратным. Из-за этого перечень стран-участниц олимпийских турниров долгое время был мал и узок. А на Играх 1960 года в американском Скво-Вэлли организаторы отказались от строительства трассы, решив таким образом сэкономить 750 тысяч долларов из довольно скромного бюджета, выделенного правительством США на Олимпиаду.

    Разразился крупный скандал, в ходе которого три европейских города предлагали организовать олимпийский турнир бобслеистов у себя. Но МОК решил проблему по-своему, радикально, в первый и последний раз вычеркнув из программы Игр эти соревнования...

    В СССР на все была своя точка зрения. В справочнике "Все о спорте", выпущенном в 1978 году, черным по белому написано: "В СССР бобслей не культивируется".

    Статья о бобслее занимала в книге чуть более половины страницы. Смысл повествования о чуждой советской стране диковине сводился к тому, что этим видом спорта занимаются практически те же, кто его придумал, - жители альпийской Европы и примкнувшие к ним американцы. С жиру бесятся, констатировал автор статьи. Так что в Советской стране не было не только секса, но и бобслея...

    Впрочем, спустя два года этот "буржуазный" вид спорта у нас все-таки появился. Созданием федерации мы обязаны латышу Роланду Упатниексу. Этот человек, в разное время занимавшийся автомобильным и санным спортом, возглавил у себя на родине группу подвижников, усилиями которых в мае 1980 года была учреждена сначала секция, а потом и федерация бобслея. В Москве подумали - и согласились с необходимостью развивать некогда чуждое явление.

    Серьезную помощь молодому виду спорта оказал рижский завод ВЭФ. Специалисты предприятия в короткие сроки изучили весь 60-летний мировой опыт, и уже на Олимпиаде 1984 года в Сараево советская модель "боба" была признана одной из передовых. Кроме признания специалистов, усилия производственников были отмечены бронзовой медалью экипажа-двойки в составе Зинтиса Экманиса и Владимира Александрова.

    Прорыв советских бобслеистов на международную арену был стремителен. На внутренних первенствах заявлялось до 50 (!) экипажей. Собственные команды были почти во всех крупных городах Советского Союза. Как следствие, в прибалтийской Сигулде наконец появилась первая и, как оказалось, последняя санно-бобслейная трасса мирового уровня. Спроектированная немцами и возведенная югославами в 1986 году, она через два года помогла нашей сборной завоевать в Калгари олимпийское "золото" в "двойке" и "бронзу" в "четверке"...

    И опять, как и в случае с санями, после развала Союза нам пришлось ждать почти пятнадцать лет, чтобы экипаж Александра Зубкова снова заставил говорить о российских бобслеистах весь мир.

    Поделиться