18.02.2005 01:00
    Поделиться

    Павел Лунгин переписал знаменитую поэму Гоголя

    Соловьев решил экранизировать "Анну Каренину". В споре за обладание этой лентой схлестнулись "Первый канал" и "Россия". Победил "Первый". "Россия", забыв о Толстом, взялась за Михаила Булгакова. Владимир Бортко сейчас снимает "Мастера и Маргариту". Канал НТВ в гонку за классикой включился последним, поручив Павлу Лунгину снять "Мертвые души". "У людей есть желание вернуться к ценностям, к слову, к мысли", - считает режиссер.

    Сейчас уже заканчивается монтаж фильма "Дело о мертвых душах". Расхождение в названии с литературным оригиналом здесь вовсе не случайно. Дело в том, что наряду с классической фабулой "Мертвых душ" в фильме использованы фрагменты других знаменитых произведений Гоголя. Сценарий будущей фантасмагории Павел Лунгин писал в соавторстве с Юрием Арабовым, единственным кинодраматургом, который, по мнению режиссера, мог осилить такую махину.

    Лунгин очень любит Гоголя. Режиссер признается, что, когда ему только предложили этот проект, сперва он ужаснулся. Но, поразмыслив, пришел к мнению, что именно "Гоголиада", а не просто экранизация "Мертвых душ", должна ожить на экране.

    Губернатора играет Сергей Гармаш, Собакевича - Александр Семчев. Анна Андреевна - Нина Усатова, Марья Антоновна - Инга Оболдина. С Лунгиным работал оператор Сергей Астахов, снявший "Войну", обоих "Братьев", "Про уродов и людей", "Границу" и многие другие громкие картины.

    Дом губернатора обустроили в старой усадьбе, которая сохранилась в бывшем имении Трубецких. К особняку подкатил "жигуленок", из него вывалился Толстяк (Александр Семчев) с толстухой-дочерью.

    - Хотел бы я посмотреть тому в глаза, кто выбрал это место, - проворчал он.

    Трещал мороз. Серебрились на солнце сугробы. Сосны стучали заледенелыми ветками. В доме губернатора в огромной зале Сергей Гармаш отчитывал губернских чиновников. Зашел лакей и окурил от холеры помещение, передвигаясь в полутьме, как призрак. Чиновники стояли навытяжку, все в черном, будто на похоронах. Задержавшись возле одного из них, губернатор-Гармаш снял с руки перчатку и отхлестал чиновника по щекам.

    Марья Антоновна и Анна Андреевна сидели в углу за вышиванием на пяльцах. Губернаторша, отрываясь от вышивки, спросила, зевая:

    - Вам какой цветок вышить - василек или ромашку?

    Гармаш ничего не ответил жене.

    - Значит, ромашку, - заключила губернаторша.

    Губернатор задерживается возле следующего чиновника и дает очередную оплеуху, от которой начальник почтового ведомства еле-еле устоял. Перед Земляникой не только щека с бровью, но и губернаторский подбородок начинают "выкобенивать польку".

    Из-за монитора в углу слышится голос режиссера Павла Лунгина:

    - Ходить всем надо так по паркету, чтобы слышался цокот копыт...

    Чьих?

    ...А в это время весь город наводнен поддельными деньгами. И есть подозрение, что изготовляет их Чичиков. И холера, которая пришла в город, тоже с приходом Чичикова совпала.

    Тут губернатор подошел к жандарму:

    - А в гостинце посажен секрет? Как нет? Если нет "секрета", то сделай же хотя бы "тайну". И в гостиницу людей отборных, чтобы от одного их вида мороз драл. Лучше две засады. Ай, да ведь все равно не поймаем.

    ...В обеденный перерыв я подсаживаюсь к отдыхающему Павлу Лунгину. "Из осетра принесли бульон. Это удар по печени", - пошутил Лунгин, но от обеда не отказался.

    - Чем, на ваш взгляд, может привлечь Гоголь сегодняшнего зрителя?

    - Я подумал, что это своевременно. "Мертвые души" описывают Россию 150 лет назад, когда она была в начале капиталистического пути развития. И проблемы того времени близки очень нашим сегодняшним. Думаю, Чичиков как образ русского капиталиста, который, ничего не делая, зарабатывает легкие деньги на продаже призраков, будет очень интересен. Вспомните "молодых реформаторов", которые начинали у нас с установления новой жизни, а закончили беспардонным набиванием собственного кармана.

    - Но, снимая "Олигарха", вы сказали, что плюс нынешнего времени - это свобода.

    - Это мы уже не о кино говорим. Если раньше у всех - от Москвы до Владивостока - было по одной котлете в тарелке, то сейчас людей беспокоит колоссальная разница в благосостоянии. Хотя мне кажется, что какое-то пройдет время, и люди научатся жить в условиях материального неравенства.

    - Что-то Чичикова на площадке я и не приметила...

    - Чичиков есть. Его играет Хабенский. Но он постоянно в бегах: то отсутствует, то снова выскакивает...

    - Как черт из табакерки...

    - Вот именно - черт. Он и у Гоголя так написан - искуситель легкими деньгами и мертвечиной, темная сторона русской души...Человек-бес..

    Роль "охотника за бесом" досталась Павлу Деревянко. Как признался Лунгин, изначально он видел в этой роли Евгения Миронова, но тот от участия отказался.

    - Мой герой - это Шиллер Иван Афанасьевич - дознаватель из Петербурга, вегетарианец, новой формации человек, - рассказывает Деревянко. - На первом этапе он похож на Акакия Акакиевича Башмачкина. Шиллера посылают на задание в город N, и начинается история, подобная "Ревизору". Он расследует темное дело Чичикова. Поначалу Шиллер стремится остаться собой - взяток не берет. Но потом он начинает ездить к помещикам - здесь вплетаются "Мертвые души" - и потихонечку от общения с ними сам превращается в Хлестакова. И однажды утром видит, что растолстел, и отправится заказывать себе новую, с карманами для больших денег".

    - Зачем вам понадобилось использовать сразу несколько произведений Гоголя?

    -Да, в сценарии, написанном мной вместе с Юрием Арабовым, получилась "Гоголиада"- история, показанная глазами некоего чиновника, который расследует в городе N исчезновение Чичикова. Юмора собственно в "Мертвых душах" немного, поэтому пришлось использовать и другие вещи - "Вий", "Ревизор", "Шинель".

    Кто и что выйдет из этой гоголевской "Шинели", которую надели на "Мертвые души", оценит зритель.

    Поделиться