15.02.2005 02:00
    Поделиться

    Война в Афганистане считалась обычной службой

    На территории Афганистана действовали люди, чья миссия была строго засекреченной

    Практически сразу после ввода советских войск на территорию ДРА вошли туда и отряды погранвойск КГБ СССР. Перед ними ставилась задача - не допустить вооруженного прорыва государственной границы бандами душманов, которые не в пример басмачам времен Гражданской войны были вооружены новейшим оружием и имели отменную боевую выучку. Десантно-штурмовые мобильные группы "зеленых фуражек" наносили упреждающие удары по этим бандформированиям еще до того, как те успевали выйти к границе.

    Одна из самых ожесточенных стычек произошла 21 августа 1981 года в районе Куфаб провинции Бадахшан.

    Велась охота на крупную банду полевого командира Абдул Вахоба. Боевая группа 48-го Пянджского погранотряда, подкрепленная подразделением народной армии Афганистана, шла по следам бандитов, но сама попала в засаду. Командир группы старший лейтенант Гиясов был убит в первые же минуты боя. Среди бойцов приданного афганского подразделения началась паника, раздались призывы перебить оставшихся в живых "шурави" и сдаться на милость врага. Ситуация сложилась критическая.

    Положение спас сержант Геннадий Леонтьев. Он принял командование на себя, сумел пресечь панические настроения и грамотно организовал круговую оборону. Подчинившись его приказу, афганские солдаты с трудом, но стали отбиваться от наседавших бандитов. Сосредоточенным огнем пограничники подавили основные огневые точки противника, после чего Леонтьев поднял уцелевший советско-афганский контингент в атаку. Не ожидавшие такой решительности "духи" были опрокинуты, и теперь уже среди них началась паника. Бандиты бежали, а штурмующие, заняв их огневые точки, вели вдогонку кинжальный огонь. Итогом того боя стали 27 уничтоженных душманов и многочисленные трофеи оружия, включая гранатометы.

    Спустя всего три дня, 25 августа, при осмотре населенного пункта Бахаро группа сержанта Леонтьева завязала бой с превосходящими силами противника. И вновь победили пограничники. Совместно с подоспевшей подмогой они выбили боевиков из кишлака, а затем спасли подбитый вертолет Ми-8 вместе с уцелевшим экипажем, на захват которых душманы бросили значительные силы.

    По всем воинским меркам сержант погранвойск Геннадий Леонтьев, проявив мужество и героизм, продемонстрировав высокую профессиональную подготовку, совершил настоящий подвиг. Начальник десантно-штурмовой мобильной группы майор Н. Юдин ходатайствовал перед вышестоящим командованием о присвоении сержанту Леонтьеву звания Героя Советского Союза. Все необходимые бумаги были оформлены и отправлены в 1982 году.

    Звезду Героя сержант-пограничник так и не получил. Сослуживцы часто сравнивали его подвиг с действиями в бою на острове Даманском младшего сержанта - пограничника Юрия Бабанского, который также, приняв командование на себя, отбил атаки неприятеля. В 1969 году отважный младший командир был удостоен высокого звания Героя. А ведь Бабанскому, отмечали пограничники, было легче хотя бы морально. Он воевал среди своих и защищал свою землю. А Леонтьеву пришлось командовать большей частью афганцами, и собственно Россия была очень далеко. Вполне возможно, в Кремле посчитали, что для сержанта награда уже то, что он вообще остался жив. А присвоение ему Героя за боевой подвиг в мирное время, когда о войне в Афганистане открыто вообще не говорили, потребовало бы каких-то объяснений. К тому же, судя по всему, в Москве никто не думал, что эта война окажется затяжной и кровавой.

    Отвоевав в Афганистане положенное время, Леонтьев вернулся на родную землю и в 1982 году с медалью "За боевые заслуги" на груди уволился в запас. При этом ни в каких имевшихся на его руках документах не значилось, что он участвовал в боевых действиях за пределами СССР. Естественно, молодой парень постеснялся выяснять, почему же обещанную командованием награду он так и не получил.

    Бывает, что ордена, медали и даже геройские звезды находят тех, кто совершил подвиг спустя десятилетия. После жестоких сражений на афганской земле, в которых сержант-пограничник Геннадий Леонтьев проявил мужество и героизм, достойные самой высокой награды, прошло 23 года. Думается, что командование пограничной службы могло бы востребовать наградные документы тех лет и возобновить ходатайство о награждении отважного пограничника медалью "Золотая Звезда", восстановив тем самым историческую справедливость.

    Досье "РГ"

    За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга на территории Республики Афганистан, звания Героя Советского Союза были удостоены семь пограничников, из них трое - посмертно. Большая часть наград пришлась на завершающий период боевых действий, когда участие наших пограничников в афганских делах уже не скрывалось.

    Поделиться