07.02.2005 07:00
    Поделиться

    Столичным автомобилистам запретят ставить машину во дворе

    Решения давно ждали, но очень непросто было найти землю для гаражей. 1050 участков, отведенных под строительство, в соответствии с этим перечнем добавят столице почти 300 тысяч мест. Внимательно изучите адреса - наверняка что-нибудь найдется и возле вашего дома и офиса (весь перечень см. на 5-й странице).

    Постановление появилось очень вовремя. Ведь закон, запрещающий ставить машину в неположенном месте не только на улицах столицы, но и во дворах, принят Мосгордумой уже во втором чтении.

    Единственное утешение для москвичей - это то, что драконовские штрафы за его нарушение в размере 10 МРОТ (ряд депутатов предлагают поднять до 25 МРОТ) придется платить лишь с 2007 года. В общем, на раздумья - куда же девать свой автомобиль утром, приезжая на работу, и вечером, возвращаясь домой, - у москвичей остается меньше двух лет.

    Поставить автомобильный парк на цивилизованные стоянки город пытается начиная с 1995 года. За десять лет построено паркингов на 567 тысяч машиномест. Всего же их теперь в городе 900 тысяч, что составляет 38 процентов от потребности. На 100 процентов Москва, как и ни одна из европейских столиц, даже не замахивается. Хорошим уровнем обеспеченности в мире считается процентов 70. Российская столица в соответствии с генпланом развития собирается взять этот рубеж к 2020 году. Медленное приближение к цели куратор программы, первый зам. руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский объясняет прежде всего слишком стремительным ростом числа автомобилей в городе. Сейчас их зарегистрировано 2 миллиона 274 тысячи. Каждый год в среднем прибывает 18 процентов, то есть свыше 470 тысяч. А гаражей в 2002 и 2003 годах строилось на 70 тысяч, в 2004 году - впервые на 80 тысяч машиномест. Поэтому появляющиеся новые паркинги едва обеспечивали крышей прирост автомобилей, да и то не полностью. Но если дело пойдет так и дальше, то, как предсказывают эксперты, то к 2007 году Москву разобьет транспортный паралич. Не спасет от него и строительство новых дорог - хотя бы потому, что нет у города таких громадных денег, чтобы построить их быстро.

    Поэтому выход один - убирать машины с улицы. "Не случайно новая гаражная программа поставлена правительством Москвы в число приоритетных, - рассказал корреспонденту "РГ" Королевский. - Ее цель - почти вдвое ускорить темпы гаражного строительства. В частности, если к концу нынешнего года планируется ввести 87 тысяч, то в 2007 году - уже 134 тысячи машиномест". К этому моменту обеспеченность гаражами в Москве должна вырасти до 47 процентов.

    Этажерка для машины

    Программа делится на две части. Первая ставит перед собой цель - убрать машины из дворов, чтобы было место и где людям гулять, дышать воздухом, детям играть.

    Сделать это самим по доброй воле москвичам мешала дороговизна гаражей. Как показала жизнь, выкладывать по 10-15 тысяч долларов, а за подземную стоянку - и все 20, 30 тысяч долларов, большинство населения не готово. Поэтому интерес инвесторов к строительству паркингов, с чьей помощью город надеялся быстро решить эту проблему, быстро угас. Чтобы возродить его, новая программа позволяет застройщикам строить паркинги теперь в комплексе с нежилыми помещениями, которые они могут сдавать в аренду под офисы. Дело это, как известно, доходное в столице. И все же главным инвестором, как надеется правительство города, в ближайшие три года должны стать сами горожане.

    Привлечь их власти надеются тем, что по цене гаражи станут вполне доступными рядовому москвичу. Правда, это будут уже не те железобетонные подземные монстры, которые по карману лишь владельцам "Мерседесов". Для хозяев "Жигулей" и подержанных иномарок архитекторы разработали проект так называемого народного гаража. Они предложили множество вариантов его строительства. "Дешевле всех - 3,5 тысячи долларов - обойдется место в холодном многоэтажном металлическом гараже, образно говоря, "этажерке", которую можно приставить к торцу практически любого здания, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник гаражного отдела департамента строительства Юрий Припаньковский. - Холодный капитальный бокс в панельном паркинге - вроде торговых центров, построенных на рынках, - стоит в пределах 5 тысяч долларов, теплый бокс в одноэтажном гараже - 6-7 тысяч". Понятно, что цена во многом зависит от места, где разместится гараж, от того, придется ли в ходе стройки перекладывать коммуникации или нет и т.д. Кому-то, понятно, и эти цены покажутся высокими. Но тут, скажем прямо, придется, видимо, и свои взгляды пересмотреть. Ведь если у человека нет денег на бензин, он не покупает машину. О гараже же почему-то многие и не думают: стоит под окном, и ладно. Наверное, пришло время и тут делать выбор: не на что строить гараж - езди на метро.

    Найди место сам

    Вы не нашли ничего подходящего среди предложенных программой адресов? Не огорчайтесь. Вы можете и сами дополнить список, если решите строить "народный гараж". Есть по соседству с домом пустырь? Узнайте в райуправе, может быть, это как раз то, что вам нужно. Приглядись к родному двору: и в нем вполне может вписаться, скажем, обвалованный гараж, сверху которого можно и скверик посадить, и детскую площадку разбить. Жуткий дефицит территории в столице заставил власти искать для размещения паркингов и неординарные способы. "Земля в основном застроена, - говорит Юрий Припаньковский, - теперь строим воздух". Что это значит? Один из самых амбициозных проектов, например, автостоянка на 1000 машиномест на Бутырском Валу, которую планируется разместить прямо над железной дорогой. Пространства над метрополитеном мелкого заложения, подэстакадные площадки - тоже резерв для размещения паркингов. Есть еще и разворотные площадки троллейбусов - и над ними можно "повесить" гаражи. В общей сложности это добавляет 10-20 процентов необходимой площади.

    Предложили архитекторы использовать и место под школьными стадионами. В административных округах идею встретили горячо: сами эти площадки часто собой представляют голые пустыри, где в лучшем случае найдешь покосившиеся футбольные ворота. При размещении гаража инвестор берется оборудовать стадион так, как захочет этого школа: надо - сделают крытый теннисный корт, надо - оборудуют по последнему слову легкоатлетический стадион. Но категорически возражает против этого департамент образования столицы. "А вдруг террористы захотят использовать гаражи для своих гнусных целей?" - говорят чиновницы. "Но ведь в такого рода цивилизованных паркингах, как мы строим, совсем другого уровня охрана", - недоумевает Паньковский.

    Близость свободной площадки к дому или детсаду тоже не должна пугать. Дело в том, что московское правительство добилось отмены прежних типовых жестких саннорм, при которых, например, между гаражом и жилым домом должно было быть не меньше 35 метров. Теперь нормы рассчитываются отдельно в каждом конкретном случае в зависимости от того, какой гараж строится, какая в нем предусмотрена вентиляция, оборудование. При современном оснащении и современных автомобилях с евро-3 вредных выбросов может вообще не быть.

    Время строить

    Вы пришли к выводу, что пора действовать? Начните с поиска единомышленников - соседей по дому, по нынешней парковке. Вас уже двое? Значит, можно считать, что инициативная группа для строительства "народного гаража" создана. А если есть и предложения по месту под гараж, обращайтесь в райуправу с просьбой провести экспертизу. Закажет ее префектура. Выбрать проект и подыскать строителей поможет ГУП экспериментальной застройки города, которому правительство Москвы отвело роль заказчика всех "народных гаражей". Его дело - выбрать в ходе конкурса организацию, которая не смоется с собранными у граждан денежками и за короткое время построит стоянку. Будущим владельцам гаража его услуги обойдутся в 2 процента стоимости всех работ. Но имейте в виду: стройка начнется только тогда, когда в составе инициативной группы будет не меньше 60 человек (гаражи меньше размером - не рентабельны), а ГУП будет уверен, что деньги у инвесторов есть. Землю под гараж город предоставляет на суперльготных условиях: за 3 процента годовых от базовой стоимости на время строительства и 10 процентов - во время эксплуатации. О том, что только что построенный гараж может попасть под снос, голова не должна болеть: каждый владелец получит, как на квартиру, свидетельство о собственности. Это будет уже не бесправная "ракушка".

    Кто у кого перехватывает машину?

    Город в это же самое время будет решать вторую половину задачи расчистки магистралей от транспорта: как убрать их с проезжей части от общественных мест. С этой целью вот-вот будет принято еще одно постановление правительства Москвы об ужесточении норм нового строительства офисов. Прежние, принятые в 70-е годы, предусматривающие парковку в одно машиноместо на 100 квадратных метров, в наши дни выглядят смехотворными. Кроме того, начиная с 2006 года планируется ежегодный ввод на 2000 мест перехватывающих парковок. "То, что машину, стоящую по восемь часов в течение рабочего дня в ожидании хозяина, было бы разумнее оставлять где-нибудь на стоянке возле метро - спору нет, - пишет по этому поводу в "РГ" читатель Вадим Карпов. - Вот только название "перехватывающая парковка" звучит слишком агрессивно. Так и хочется спросить: зачем московским властям хватать мою машину? Оставить же ее на площадке отстоя, причем охраняемой, а не как сейчас на многих парковках в центре - деньги берут и ни за что не отвечают, - лично я не против. Особенно если плата при этом будет чисто символической". Насчет названия в правительстве Москвы пока не додумались, а вот плата программой предусмотрена именно символическая.

    В общем, планы у города наполеоновские. "Если они будут выполнены, пропускная способность столичных магистралей увеличится вдвое", - утверждают специалисты НИиПИ генплана Москвы. Итак, где же он, мой гараж?