28.01.2005 02:10
    Поделиться

    Как избежать сложностей с льготными лекарствами?

    Корреспонденты "РГ" выясняют, в чем причины сложностей с льготными лекарствами и как их избежать

    Владимир

    Попав в кабинет к участковому врачу после трех часов ожидания в коридоре, услышала от медсестры:

    - Проверим ваших родителей по СНИЛС и поставим в очередь. Приходите через три дня.

    Это обещание явно расходилось с выступлением по областному радио председателя регионального Фонда социального страхования Сергея Соколова, призывавшего федеральных льготников брать в поликлинике справки на санаторно-курортное лечение.

    Но через несколько дней про таинственный СНИЛС ни врач, ни медсестра по-прежнему не могли сказать ничего вразумительного.

    Медицинский кабинет напоминал чиновничью контору. И врач, и две женщины в белых халатах по обе стороны от него без устали "скрипели перьями".

    А в это время вокруг кабинета толпились люди. И, как выяснилось, большинство пришли в поликлинику получить рецепт на бесплатное лекарство или санкурсправку. Пришлось идти к начальству.

    - У вас претензии к врачу? - встретила меня зам. главврача Людмила Щеглова.

    Претензии, конечно, были. Но после беседы с ней их как рукой сняло. Во-первых, Людмила Валентиновна доходчиво объяснила мне секрет СНИЛСа. Это - страховой номер индивидуального лицевого счета. Он присваивается каждому льготнику в федеральном регистре. На счете будут фиксироваться все деньги, потраченные из государственного кармана на оплату льготных лекарств и санаторного лечения по каждому человеку индивидуально. Поэтому услуги по льготе медучреждения могут оказать только тем, у кого этот номер известен. Проверку по базе данных возложили на медиков, чтобы старики не атаковали отделения ПФ. А на это нужно время.

    Во-вторых, строгий учет каждой бесплатной таблетки усложнил форму рецепта - чтобы его правильно заполнить, нужен навык и время.

    - По минздравовской норме на прием одного больного врач должен тратить 12 минут. А выписка рецепта на льготные лекарства занимает 20 минут. Причем мы не имеем права ни на одну описку, - рассказала Щеглова. - Нас предупредили, что принимать рецепты с исправлениями не будут, так как это не соответствует правилам заполнения финансовых документов строгой отчетности.

    Оформление справки на получение путевки отнимает не меньше сил и времени, заверила зам. главврача. В этом документе, кроме всего прочего, требовалось указать климат и климатические факторы в месте проживания льготника. А на обороте для медиков, забывших школьные уроки географии, предлагалось освежить свою память и выбрать из следующего списка: влажный субтропический, континентальный умеренных широт, морской, муссонный умеренных широт, средиземноморский, субарктический, сухой субтропический. Что и говорить, фантазия разработчиков стремилась далеко в сторону от русской равнины.

    - Наверху, наверное, думают, что рецепты и справки у нас выписываются в отдельном окошечке специальным человеком. А где его взять? Работаем в условиях дефицита кадров: на 43 участках всего 35 врачей. Дополнительного штата на это не дали. А в больнице не хватает денег даже на печатание новых бланков. Минздрав рекомендовал завести на каждого льготника медицинскую амбулаторную карту и талон амбулаторного пациента. Мы не подчинились и заполняем только документы, которые необходимы больному, - призналась Людмила Щеглова.

    Cвердловск

    Свердловская область - один из немногих регионов, где введение новой системы не вызвало сбоев и неразберихи. Руководители территориального фонда ОМС и минздрава Свердловской области провели рейд по аптекам Екатеринбурга, участвующим в программе лекарственного обеспечения льготников. Существенных недостатков в работе предприятий фармбизнеса проверка не выявила. Однако это не означает, что в области совсем нет проблем.

    Выводы чиновников подтвердил корреспонденту "РГ" и непосредственный получатель льгот - председатель Свердловской организации Всероссийского общества инвалидов Николай Кинев, который тоже участвовал в рейде. Проблемы есть на считанных территориях и применительно к единицам препаратов из 350, входящих в государственный перечень лекарств, отпускаемых льготникам. Например, в Каменске-Уральском обнаружился дефицит препаратов для больных бронхиальной астмой. Но, по заявлению министра здравоохранения Михаила Скляра, эта проблема, как и некоторые другие, будет оперативно снята.

    В территориальном фонде обязательного медицинского страхования оптимизм медицинского чиновника объясняют опытом, который был накоплен в регионе при реализации областной программы "Доступные лекарства". За семь лет существования программы в области произвели полный персонифицированный учет льготников, в каждой поликлинике ввели компьютерный учет амбулаторных посещений и самостоятельно формируют реестр выписанных препаратов. Сформированная база данных позволяет не только точно определять бюджетные расходы на обеспечение уральцев льготными лекарствами, но и компенсировать затраты аптек по факту.

    Последняя возможность оказалась как нельзя более кстати сегодня, когда финансирование лекарств для льготников было разведено на федеральный и региональный уровни. В том случае, если конкретное лекарство не обеспечено, например, для федеральных льготников, аптека может выдать его из собственных запасов или из тех медикаментов, которые идут по линии областной программы. Налаженный учет и отработанная схема компенсации затрат позволяют это делать, что называется, в рабочем порядке. Вот почему "в черный список" аптек, где, судя по обращениям, поступившим на "горячую линию", чаще всего отказывают в выдаче лекарств, попали лишь три аптеки области из 437 обслуживающих льготников. Министр здравоохранения, кстати сказать, дал этим предприятиям неделю на исправление ситуации. В противном случае обещал исключить из программы, а, следовательно, оставить без гарантированных доходов. Но именно информационные технологии, охватывающие весь процесс обеспечения препаратами льготников "сверху донизу", считают специалисты, а не административный нажим, позволили Свердловской области не допустить тех острых ситуаций с лекарствами, которые возникли в некоторых других регионах страны.

    По мнению Николая Кинева, сегодня главная лекарственная проблема, которая омрачает жизнь льготников, - организационная, бюрократическая. Федеральным льготникам необходимо получить страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), подтверждающий право на льготу. Их присваивает региональный пенсионный фонд. Заранее эта работа не была проведена, сегодня идет в авральном режиме.

    Поделиться