18.01.2005 03:00
    Поделиться

    Клондайк в Ненецком АО

    Интрига не замедлила обозначиться - как грамотно использовать ресурсы на благо жителей Европейского Севера и ограничить аппетиты тех нефтяных компаний, которые нацелены лишь на отстаивание корпоративных интересов. Это особенно важно потому, что освоение запасов полезных ископаемых - единственная возможность для развития экономики НАО. Других, как говорится, не дано.

    Бороться, действительно, есть за что. Добыча нефти в Ненецком автономном округе к 2006 году составит более 17 миллионов тонн в год, говорится в докладе начальника управления по комплексному использованию природных ресурсов и экологии администрации НАО Александра Кончица. По его оценке, "реальный уровень добычи углеводородов через 10-15 лет достигнет 25-30 миллионов тонн в год".

    Но чтобы "богатство под ногами" стало мотором роста экономики и НАО, и всего Северо-Западного региона России, необходимо создать инфраструктуру, которая позволит транспортировать нефть. Руководство Ненецкого автономного округа, по словам Александра Кончица, считает необходимым "создание трубопроводного проекта, предусматривающего прокладку трубы протяженностью 430-450 километров в широтном направлении со строительством в западной части побережья Баренцева моря, в районе мыса Святой Нос или мыса Большой Румяничный, нефтеналивного терминала, а также возведение крупного морского порта в районе Индиги".

    Специалисты окружной администрации выдвинули букет убедительных доводов за этот вариант прокладки трубопровода. Во-первых, этот проект позволит охватить всю территорию НАО, обеспечит транспортную связь с очень перспективной в отношении добычи газа западной частью округа. Во-вторых, проект учитывает нюансы ближайшего будущего: в Тимано-Печорской провинции радикально изменится география нефтедобычи. Главный ее вектор переместится к северу - из Республики Коми на территорию НАО. И, что очень важно, мыс Святой Нос расположен в незамерзающей части акватории Баренцева моря. Благодаря этому порт, когда он будет построен, сможет свободно принимать большегрузные (до 300 тысяч тонн) танкеры, причем в нужном для бесперебойной работы терминала количестве.

    Предложение руководства НАО не осталось незамеченным. Государственная нефтяная компания "Транснефть" и компания "Сургутнефтегаз" представили федеральным властям проект такого нефтепровода. Предполагалось, что он свяжет нефтяные месторождения Западной Сибири, Республики Коми, Ненецкого автономного округа и обеспечит транспортировку нефти морем в Европу и США. После одобрения этих планов высшим руководством страны стартовала работа по детализации проекта. В октябре 2004 года в Нарьян-Маре состоялась презентация предпроектных предложений но новому нефтепроводу. Разработчики вынесли на суд чиновников и экспертов два альтернативных маршрута. Первый предполагалось вести в основном по территории Республики Коми, а второй - с востока на запад НАО, захватив еще и Харьягу. Именно второй вариант, как подсчитали специалисты администрации НАО, более выгоден для округа, поскольку в этом случае севернее нефтепровода будут проложены две автомобильные дороги. О пользе дорог для округа и говорить излишне. Кроме того, Индига после запуска нефтеналивных терминалов превратится в крупный морской порт. Округу это принесет немалые дивиденды и новые рабочие места. Без этих огромных плюсов администрация НАО и не стала бы поддерживать Транссибирский нефтепровод.

    Сейчас аналитики гадают, что означает недавняя попытка нефтяных компаний с иностранным участием торпедировать поддержанный и региональной, и федеральной властью проект нефтепровода "Западная Сибирь - Сургут - Индига". Отголоски ли это давней неудачи почти десятилетней давности получить контроль над природными ресурсами Ненецкого АО? Или новый виток противостояния? И каких еще "контрударов" ждать властям округа, последовательно проводящим линию на динамичное развитие региона? Развязка интриги как бы то ни было стремительно приближается.

    Поделиться