Поделиться

    Корреспондент "РГ" искал, где клюет в Амуре

    В морозные дни на Амуре у "счастливых" лунок к полудню морозятся с десяток увесистых сигов, не говоря уж о крупных коньках и чебаках. Амплитуда рыбацкого успеха застыла пока что в нижней точке: сегодня даже самые удачливые и морозоустойчивые фанаты к сумеркам могут похвалиться, в лучшем случае, десятком эксземпляров.

     

    Мы с «хапугой» не хапуги

    Можно ли отнести к спортивным снастям изобретения, с помощью которых из воды изымается все, что шевелится? Например, так называемую «хапугу» — одну из самых популярных у местного населения снастей? Непосвященным поясню, что это фактически сеть, закрепленная на легкой металлической конструкции в виде складного зонта, которая на дне раскладывается в коварную западню для прибрежной фауны Амура. Кроме относительно бодрых сига и конька, в ячейках этой ловушки путаются «спящие на ходу» сазан, толстолоб и другие, уважаемые народом виды.

    Если этот способ ловли и можно назвать спортивным, то только потому, что прежде чем добраться до воды, необходимо прорубить толщу льда (от 0,5 до 1,5 метра). Попотевшему «спортсмену» остается лишь опустить приспособление на глубину и, дождавшись подергивания поплавка, вытянуть на поверхность запутавшуюся жертву. Однако даже в хапугу рыба влетает весьма вяло. Вывод: на дне Амура активного движения нет.

    К сожалению, тех, кто пытается в черте Комсомольска-на-Амуре выловить достойного хищника на действительно спортивные снасти, в наше время, как и рыбы, все меньше. В районе пригородных перекатов по первому льду можно было снять с подпусков серебристых хищников: верхогляда, сига, щуку и даже эндемика — ауху. Однако в январе, в отличие от прежних лет, когда крупняк хватал даже морскую тюльку из магазина, хищник предпочитает только свежего малька.

    Так кто же исчез — рыба или рыбаки?

    В смирновских ямах

    Вчитываюсь в описание маршрутов и вглядываюсь в схемы, которые раскрыл комсомольчанин А. Смирнов в книге «Амурская рыбалка». Особенно интригуют указанные на Амуре точки, где, по убеждению автора, обитает зимой мраморный красавец налим.

    Я убедил своего приятеля посвятить несколько выходных поиску смирновских ям. Поездили, побродили и нарубили мы льда по выходным немало, перепробовали в указанных местах все конфигурации блесен. Увы, рельеф дна великой реки меняется непредсказуемо. Яму с налимом по карте Смирнова мы не обнаружили. Итогом наших упорных многодневных поисков стали пять неполовозрелых мраморных особей на двоих. Безусловно, фанаты подледного лова, не жалеющие топливо для своих внедорожников, знают в Приамурье адреса, где непуганые налимы, щуки, ленки. Но на седане отправляться туда довольно рискованно.

    Несколько деньков, проведенных на льду вдали от каменных джунглей города, заряжают на месяц вперед, а рыбацких баек о гигантских тайменях, торпедирующих ленках и не дающих перекурить хариусах хватит на всю оставшуюся жизнь. Такие дивные места есть, например, недалеко от поселка Дуки, в Гурском и Уктурском лесхозах. Мечтою для многих остается дальнобойная поездка за корюшкой в сторону Татарского пролива, откуда можно привезти вместе с пахнущим свежим огурцом мешком и мешки под глазами, ведь рыбалка в уютной палатке под водочку — традиция большинства коллективов «корюшатников».

    Однако некоторым везет и в окрестностях Комсомольска-на-Амуре: во время официальных соревнований по спортивному рыболовству на озере Хумми проходной ленок весом в 2 килограмма 350 грамм попался на блесну Николаю Головину, 72-летнему пенсионеру из города юности. Хищник был взвешен жюри, а победителю вручили приз в размере 10000 рублей и кубок от администрации города.

    Впрочем, есть среди проживающих на берегах Амура горожан и добытчики, которым без мешка трофеев с реки просто нельзя возвращаться. Рыба для них — источник выживания. Некоторые, поставив фанерные будки с буржуйками прямо на льду, налаживают круглосуточный процесс подледной охоты. Основное орудие лова у этих добытчиков — ставная сеть, которая не без труда заводится под лед.

    По выходным дням справляюсь у замороженных бедолаг об успехах. Проверка сети дает скромный улов в виде нескольких сомов да пары некрупных толстолобов или сазанов.

    На рыбалку с «ищейкой»

    Непревзойденные специалисты в области подледного промысла — китайцы. Самым современным электронным орудием истребителей амурской флоры и фауны является специальная подводная ракета; управляемая дистанционно, она способна завести под лед сеть длиной до 300 метров. Один из самых активных и вместе с тем откровенно варварских способов русской рыбалки под амурским льдом — это лов на «ищейку» (или «шукайку», как называют эту недобрую штуковину на украинский манер).

    Проезжающие через мост по трассе Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск могут в течение всей зимы наблюдать внизу у прорубей, сразу за охраняемой зоной, машущих руками людей. Они монотонно поднимают к небу короткий спиннинг, а после плавно его опускают. В этот момент подводные просторы бороздит металлическое крыло, к которому припаяны острейшие крюки. Летающее жало при взмахе удилищем пролетает по течению или против него от полуметра до двух и попадает в следующий сектор облова. При этом «ищейка» с прекрасными аэродинамическими характеристиками, нанизывает на свои когти все живое. Иногда за один взмах — до трех рыбин. Из «удачной» лунки сноровистый «шукайщик» поднимает за пару часов на поверхность до полусотни плетей и несколько сомов.

    Эта снасть гребет вместе с водорослями и донными кочками любой организм на своем пути. За хвост, за брюхо, за голову. «Нащупав» яму с дремлющим толстолобом, «спортсмен» не успокаивается, пока вся зимовальная стая не окажется на льду, а затем в морозильной камере или на рыбном рынке. Часты сходы с крючка. Пробитые навылет, как правило, все погибают.

    И кто сказал, что зимой рыба отдыхает?

    Поделиться