13.01.2005 01:30
    Поделиться

    Евгений Евтушенко: назрела потребность в поэзии

    Что происходит в России и Беларуси с поэзией? Остается ли она самым популярным, демократическим жанром в читательском мире? Станет ли новый год у нас годом поэзии? На эти вопросы мы попросили ответить поэта Евгения Евтушенко.

     

    - Евгений Александрович, вроде бы налицо пробуждение к поэзии: выпускаются сборники, проходят вечера поэзии, новое поколение начинает запоминать фамилии авторов стихов, в новогодние праздники по телеканалу "Культура" прошел вечер поэзии "Стих и я"... Как вы полагаете, государство обращается лицом к стихам?

    - Когда-то я написал: "Без стихов любити России не быти". Давайте вспомним старые новогодние "голубые огоньки", на которых выступали не только эстрадные звезды - на них приходили ученые, они не только пели песни, но и говорили умные и совсем не скучные вещи. Умные вещи никогда не скучны. На "огоньки" всегда приглашали поэтов - считалось неприличным, если встреча Нового года на "голубом огоньке" проходила без них...

    - "Огоньки" "огоньками", а для нас сейчас более важен свет в конце тоннеля. Многие видят такой свет в национальной идее. Вписывается ли, на ваш взгляд, в это понятие изящная словесность?

    - Недавно проходил Конгресс культуры. Он был посвящен роли мировой литературы в мировом контексте. Выступали хорошие писатели, слависты из 36 стран. Там прозвучала такая мысль: надо больше читать классиков, потому что, к примеру, русская литературная классика и есть выраженная в литературной форме национальная идея. Кстати, будем помнить, что истинно национальная идея, национальная гордость никогда не должна быть подменена национальной гордыней, шапкозакидательством, высокомерным (а иногда просто недоброжелательным, ксенофобским) отношением к другим нациям.

    В рамках своего 70-летнего юбилея я проехал всю Россию. Везде были полные залы, люди слушали замечательно. Приходили семьями, с детьми, среди которых были даже ребятишки до 10 лет. Родители хотели, чтобы их дети услышали стихи. Стихи, а не только популярные песнюшки, которые отвращают детей музыкой и текстами и от настоящей музыки, и от настоящей поэзии. В поэзии назрела потребность. У нас сейчас почти никто не устраивает встреч писателей с читателями. Разве что порой находятся отдельные энтузиасты. Эту работу нужно поставить на широкую федеральную ногу. Это государственное дело. От него зависит наше духовное и сегодня, и завтра, и послезавтра. В необходимости таких встреч меня убеждают мои выступления. Например, французское правительство финансирует свои фильмы, переводы французской литературы на иностранные языки и т.д. У нас как-то не принято обращать на это внимание, зато обращаемся к иностранным специалистам с вопросом, что сделать, чтобы улучшить имидж и как бы нам выработать национальную идею. Повторяю, наша национальная идея - наша великая литература.

    - Вы открываете свой творческий новый год особенной акцией...

    - Есть в России Московский государственный академический хор, которым руководит Владимир Минин. Он предложил мне поработать вместе - устроить в Большом зале Московской консерватории большой концерт, посвященный нашей Победе. Мне предложено стать ведущим концерта, я согласился. Это будет концерт Московского Государственного хора, но становым хребтом его станет литературная часть - в структуру концерта будут вкраплены лучшие стихи советских поэтов и отрывки из русской прозы о войне. Я буду читать стихи, к сожалению, забываемого у нас Александра Межирова, Константина Симонова, Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Александра Твардовского... Поэзия будет перетекать в музыку, музыка - в частушки (кстати, я подарил Минину коллекцию сибирских частушек, которые я собрал на станции Зима). Это будет необыкновенный концерт, где переплетутся музыка, литература и русский фольклор.

    - Услышим ли мы в концерте стихи Евгения Евтушенко?

    - Я буду читать свои стихи, в том числе и стихотворение о том, как впервые на станции Зима слушал "Ленинградскую" симфонию Шостаковича. На станцию Зима, где было тысяч пятнадцать жителей, во время войны прислали около 20 тысяч эвакуированных, в основном из Ленинграда. Сюда же присылали с фронта и тяжелораненых солдат. Мы, дети, ходили в госпитали и хором пели им песни (кстати, я попросил Минина дать мне на концерте в консерватории возможность спеть песню - из того, нашего детского репертуара перед ранеными на станции Зима в 1942 году - "Темная ночь")... У меня в одном стихотворении есть строки: "Вот это все и было - Армия, все это Родину спасло". Смотрите, какое у нас поле для нравственной Великой Отечественной войны - за лучшую жизнь для нашего народа. Во имя этого следует нам всем сплотиться, и литература здесь может очень сильно помочь.

    Остается добавить, что вечер состоится в столичном Большом зале Консерватории 14 января в 19.00. Будем рады видеть всех неравнодушных к песне, музыке, поэзии!

    Поделиться