28.12.2004 00:00
    Поделиться

    Ветеран афганской войны рассказывает о взятии президентского дворца

    25 декабря 1979 года первые советские самолеты с десантниками на борту приземлились в аэропорту вблизи столицы Афганистана, а 27 декабря наши войска штурмом взяли дворец президента Афганистана Амина.

    Ярославец, полковник запаса Владимир Иванович Кротик, награжденный за участие в афганской операции орденами Красной Звезды, "За службу Родине", многочисленными медалями, был в составе первой ударной группы.

    Парашютно-десантный батальон Витебской воздушно-десантной дивизии, которым командовал Владимир Кротик, первым ступил на афганскую землю, приземлившись в 23 часа 25 декабря 1979 года в аэропорту Кабул.

    - Владимир Иванович, сколько всего человек было в первой группе?

    - 270. Три самолета и на каждом по 90 человек десантников. Техника и механики-водители находились на других аэродромах и прибыли чуть позднее. А всего за несколько дней была сформирована группировка в 75 - 80 тысяч человек.

    - Какую задачу перед вами поставили?

    - Высадиться в аэропорту Кабул, захватить аэродром и обеспечить посадку всех других самолетов.

    Первый самолет вел командир дивизии, Герой Советского Союза и испытатель вот этого Ила-86. Он должен был садиться практически вслепую. На борту самолета были 90 десантников и покрышки, пропитанные бензином. Предполагалось, что как только самолет садится, десантники выскакивают, раскладывают колеса вдоль полосы, поджигают их, и остальные два самолета уже садятся по этим огням. Если первому самолету по каким-то причинам не удается сесть, тогда наш батальон десантируется на парашютах, опять же захватывает аэродром и обеспечивает посадку самолетов.

    За двадцать минут до подлета к аэродрому нам сообщили, что  десантирования не будет. Мы сняли парашюты, засунули их под сиденья и пошли на посадку. Три наших первых самолета приземлились 25 декабря в 23 часа с двухминутными интервалами, мои десантники прочесали всю прилегающую местность, блокировали аэродром и обеспечили посадку всех остальных частей дивизии. В течение трех дней - до 12 часов дня 27 декабря непрерывно садились самолеты с солдатами, офицерами, техникой и боевым снаряжением. После этого мы встали лагерем. И тогда всему миру было объявлено официально, что правительство Афганистана попросило у СССР помощи, для того, чтобы отразить агрессию извне. А причиной для начала операции, как нам говорили и как написано в учебниках, послужили сведения о том, что Пакистан готовится мощной группировкой в течение двух суток захватить все важные стратегические объекты Афганистана и закончить всю эту апрельскую революцию.

    - Обычно и на крупных учениях бывают всякие трагические случаи, а при такой масштабной  операции неужели все прошло гладко?

    - Не все. Кабул находится в каменной чаше, а это значит, что самолет при подлете должен резко идти вниз, и расстояние на посадочные маневры очень ограничено. Один наш самолет в первый же день разбился при посадке, он был 23-й по счету. Там была кухня нашего батальона, кое-какая техника. Но это все ерунда, главная трагедия в том, что погибло 58 офицеров, сержантов и солдат в этом самолете.

    - Как эта операция дальше развивалась?

    - Когда дивизия приземлилась, были блокированы все части и подразделения армии Афганистана, которые находились в Кабуле и в пригороде, - десантно-штурмовая бригада, саперная часть, часть связи, специальный полк "Коммандос".

    Вечером 27 декабря начался штурм дворца Амина - на 4 часа раньше намеченного срока. В это же время командир нашей дивизии генерал-полковник Рябченко и два старших лейтенанта,  два брата  Лаговские блокировали начальника афганского Генштаба - им лично поставил эту задачу министр обороны Устинов, чтобы сразу нарушить управление войсками.
    Дворцом Амина занимались спецподразделения "Гром" и "Зенит" и специальный мусульманский батальон - был такой создан, им оказывал помощь наш третий парашютно-десантный батальон. По первоначальному плану второй батальон, которым я командовал, должен были идти на дворец. Но в последний момент мне поступил приказ блокировать особый полк Амина под названием "Коммандос".

    Поделиться