27.12.2004 02:00
    Поделиться

    Москва. Светофоры разгрузят дороги

    Как отрегулировать дорожное движение по-западному

    - В городе почти три миллиона автомобилей, - говорит Александр Красников, заместитель руководителя отделения транспорта и дорог НИиПИ Генплана. - А 60 процентов светофорных объектов требуют капитального ремонта.

    Всего в городе установлено порядка 16 тысяч светофоров, регулирующих движение почти в 1300 транспортных узлах. Есть три разновидности работы светофора. Так называемое "жесткое" регулирование, когда светофор работает сам по себе. Есть ручное регулирование - когда сигналы переключает сотрудник ГИБДД. И есть так называемое гибкое регулирование, когда светофоры связаны между собой и с координирующим центром, чтобы обеспечить наибольшую пропускную способность трассы, района, участка, перекрестка и так далее. Именно оно считается наиболее продуктивным, повышающим пропускную способность дороги на 25 процентов. То есть для этого не нужно строить ни новые дороги, ни дорогостоящие тоннели и развязки. За границей в крупных городах, вроде Москвы, на гибком регулировании, по словам Александра Красникова, 70-80 процентов светофоров. У нас же сейчас, по данным департамента транспорта и связи, - 20 процентов. Одна пятая. Все остальное - абсолютно независимые светофоры, ни перед кем не "прогибающиеся" светофоры.

    Что такое жесткое регулирование, знает даже начинающий водитель. Пересекая перекресток на зеленый, он разгоняется и метров через триста вынужден снова тормозить перед только что переключившимся на красный следующим светофором. В час пик высока вероятность того, что автомобиль вообще останется посреди перекрестка: он уткнется в хвост на следующем светофоре.

    - Каждый день я рискую жизнью, - рассказывает водитель Михаил Злотников, - вечером по Университетскому проспекту я пересекаю Ленинский и должен попасть на улицу Дмитрия Ульянова, но она стоит. Я застреваю прямо на перекрестке поперек потока и молюсь Богу, чтобы меня никто не зацепил.

    600 миллионов рублей нужно для того, чтобы увеличить пропускную способность московских дорог на 25 процентов.

    Если бы все светофоры на пути Михаила были бы присоединены к системе гибкого регулирования, то зеленый на перекрестке Ленинского и Университетского проспектов не загорелся бы до тех пор, пока не рассосалась бы пробка на Дмитрия Ульянова. Или взять мечту любого водителя - "зеленую волну", на которой, придерживаясь определенной скорости (как правило, разрешенных в городе 60 км в час), можно прокатиться по городу сплошь на зеленый свет. Режимов может быть сколь угодно много, их можно включать в зависимости от дорожной ситуации, меняющейся, кстати, в Москве, иногда молниеносно.

    Гибкое регулирование - это сложная система, состоящая из светофоров, видеокамер, мощных компьютеров, дежурных центров, диспетчеров, детекторов движения. В Москве оно внедрено в центре города, на Ленинградском проспекте, Брестских улицах, Фрунзенской набережной, Профсоюзной улице, проспекте Мира, Ярославском, Алтуфьевском шоссе, Нижегородской улице, Рязанском проспекте, Люблинской улице, Волгоградском проспекте, Хорошовском шоссе, проспекте Маршала Жукова, Дмитровском шоссе, проспекте Вернадского, Комсомольском проспекте, на улице 1905 года.

    Увы, в ближайшие пять лет на новую систему особенно рассчитывать не приходится. Сейчас в столице управляются из одного центра около 350 светофоров, при общей численности около 1500 на весь город. По данным ГИБДД, до 2010 года в систему гибкого регулирования будет включено еще 400 объектов, при том, что ежегодно в столице появляется еще около 50 новых светофоров. В итоге получится, что к концу десятилетия на 1800 объектов только около 800 будут "гибкими", что не дотянет даже до половины, не говоря до заграничных 70-80 процентов.

    Причина банальна - не хватает средств. В этом году на оснащение системой только Ленинского проспекта, Шоссе Энтузиастов, частично Третьего кольца и еще нескольких участков Москвы было выделено сто миллионов рублей. Сколько стоит система "Старт" целиком, по словам Марины Васильевой, представителя отдела пропаганды ГИБДД Москвы, не знает никто. Полную ее стоимость даже не оценивали. Можно предположить, что в сегодняшних ценах запланированная до 2010 года программа обойдется в 600 миллионов рублей. Не такие уж и сумасшедшие для Москвы средства, если учесть время и те деньги, которые теряют горожане в пробках.

    Сколько денег требуется на модернизацию движения в столице, не знают точно даже в городском департаменте транспорта и связи.

    Чтобы хоть как-то облегчить жизнь московским водителям, в последние годы руководство столичного ГИБДД, по словам Игоря Исаева, заместителя начальника московской автоинспекции, рекомендует своим сотрудникам на местах пересматривать режимы работы всех светофоров. Ведь даже в самые простые светофоры можно "заложить" несколько программ работы. Например, днем держать красный и зеленый по тридцать секунд, а вечером, на зеленый пропускать наиболее плотный поток.

    Главное определить приоритет направления, по которому едет больше машин. До начала осени хит-парад ненавистных светофоров безоговорочно возглавлял автоматический регулировщик на Кудринской площади, там, где Садовое кольцо пересекается с Баррикадной улицей. Левого поворота с кольца на Пресню можно было ждать десятками минут, а все потому, что движение по Садовому, куда плотнее и, следовательно, главнее. Правда, сейчас поворот вообще закрыли до строительства на этом месте развязки с будущим Краснопресненским проспектом.

    В новых светофорах недостатка нет. Есть правило - если на каком-либо участке произошло две аварии с пострадавшими, значит, здесь пора ставить светофор. Учитывается, конечно же, и интенсивность движения, и количество пешеходов. Например, на Чертановской улице еще несколько лет назад на отрезке в несколько километров от Днепропетровской до улицы Янгеля был один светофор. Сейчас их шесть.

    Правда, есть и светофоры довольно бестолковые, а то и просто опасные. Например, на выезде с Криворожской улицы на Симферопольский бульвар, который "удачно" включает зеленый для двух встречных потоков, поворачивающих в одну сторону.

    И все же даже плохо работающий светофор, по единогласному признанию водителей, гораздо лучше сломанного светофора.

    И еще: внедрение системы гибкого регулирования может на 25 процентов улучшить пропускную способность дорог. Но по оценкам Леонида Липсица, главы Центра по организации дорожного движения, она и без того повысилась бы процентов на 15-20, если водители соблюдали все правила.

    Благодарим за помощь в подготовке материала Гильдию добросовестных перевозчиков и лично водителя Сергея Мещерякова.

    Поделиться