24.12.2004 01:30
    Поделиться

    Философия вещей

    Его коллекция, хранящаяся под Парижем, насчитывает более 10 000 экземпляров. Его книга "Красота в изгнании", ставшая бестселлером, переиздавалась пять раз, и второму его альбому "Русская мода. 150 лет в фотографиях" пророчат ту же счастливую издательскую судьбу. С ним, мельком заговорив о каких-то делах в Париже, можно получить эпатажный совет: "В Париж надо ездить только с любовником, пожалуйста, сделайте как все нормальные женщины", или же на безобидный вопрос об обстановке в Чили выслушать серьезный двухчасовой анализ о влиянии политической ситуации в стране на длину юбок и высоту каблуков в мире. Этому русскому парижанину свойствен откровенно театральный подход ко всему происходящему вокруг. Более того, он сам - человек-спектакль, часть мизансцен из жизни которого предлагается и вашему вниманию.

    Мода и государственная политика

    - Через ваши руки проходят тысячи старинных вещей. Каждая со своей историей, памятью и энергетикой. Это вам не мешает?

    - Мне - помогает. Есть люди, которые боятся старинных зеркал, потому что в них уже кто-то смотрелся, или старинных стульев, на которых люди сидели несколько веков... У меня четыре дома, все наполнены антиквариатом. Я похож на несчастного? Я с удовольствием имел бы и пять, и шесть домов. Дело не в стяжательстве. В каждом создаю музей, который собираюсь оставить в той стране, где он находится. У меня ведь нет прямых наследников. Возможно, наследником станет государство или фонд Васильева, который я создам на базе моей коллекции старинных костюмов. Я расширяю ее почти ежедневно. Это самая большая частная коллекция русских и западноевропейских костюмов, она охватывает три века европейской моды.

    - Вам принадлежит идея создать в России национальный музей моды.

    - Во всех государствах, имеющих богатое культурное наследие, есть такой музей. Потому что костюм и мода - это частицы нашей жизни. Искусство уже не сводится к живописи и рисунку, как раньше. Инсталляции, видеоматериалы, работа со звуком, с лазером, с водой - новые формы искусства, которые нельзя отбросить. А мы верим только картине с золотой рамой. Так же и с модой. Верим только в платье с кринолином, отделанное кружевом, - вот это искусство. А мини-юбка, сапоги-чулки и майка "кока-кола" - уже не одежда. Но это тоже мода. Если рассматривать ее как стиль жизни, то манера ходить, сидеть, слушать музыку, питаться, отдыхать - все подвержено моде. Я за то, чтобы в России был организован не только музей моды, но и научно-исследовательский институт моды. Слышал о проектах создания музея моды на базе музея Церетели в Москве, но там нет коллекции - только идея. Я был бы рад, если бы такой музей появился, и с удовольствием выставил бы там свою коллекцию.

    - А с Церетели вы это не обсуждали?

    - Он сказал с красивым грузинским акцентом: "Надо подумать". Это все, что я слышал от него по данному поводу. Но, понимаете, мой товар - не скоропортящийся. Я не тороплюсь. Рассчитываю на себя, с протянутой рукой не хожу, не хочу ни от кого зависеть. Для меня важно популяризовать это и в России, и за рубежом. Ведь очень важно, какое впечатление мы производим. Во Франции говорят: первое впечатление нельзя произвести дважды. А в России спокойно могут сказать: ой, ребята, у нас сейчас ремонт, здесь такой разгром, но в следующий раз придете - все будет замечательно... Тогда уж или не приглашайте, или не заостряйте внимание, что у вас непорядок... А что касается создания российского музея моды, это не только проблема помещения. Главное - наличие квалифицированных научных сотрудников, которых мы еще не подготовили. Последние три года я преподаю в МГУ на отделении менеджмента и теории моды. Раньше такого не существовало. Индустрия моды в России стала развиваться бешеными темпами. Но наши модельеры пока не могут похвастаться огромными успехами. По простой причине: мы пошли по пути подражания уже созданному в Италии, Англии, Франции. И пока мы их догоняем, они уходят еще дальше. Когда новые силуэты внедряются в наш разум, в других странах они уже выходят из моды. Как только все модницы в России купили остроносые туфли - в моду вошли тупые. Пока снова раскачались, в Европе уже стали носить другие формы. В России любят стабильность и долгосрочность. Я не удивляюсь, слушая по радио и ТВ о тенденциях в правительстве и обнаруживая потом их подтверждение в моде...

    - Политическая ситуация влияет на моду?

    - Мода - зеркало истории. Не я сказал - Людовик ХIV. Мода всегда отражает то, что происходит в политике. В России сильно мусульманское, восточное влияние, хотим мы этого или нет. Оно выразилось в острых загнутых носах и обуви без пяток, которые носили наши модницы, в голых животиках, которые показывали российские девушки на улицах, а это ведь тенденция, идущая от танца живота. Люди не обладают достаточными знаниями и кушают это как новинку моды. А чтобы прочитать подтекст явления, надо быть профессионалом.

    Мужчина и женщина

    - Когда вы впервые видите человека, на что обращаете внимание прежде всего? По каким деталям о нем судите?

    - Самое важное - выражение глаз. Их цвет, овал лица. Затем смотрю на прическу, одежду... Конечно, по одежке встречают. Но по одежке и провожают, потому что вид сзади тоже важен... Мужчины в России одеваются консервативно. Это наследие и царской России, и советской. Женская одежда претерпела гораздо больше изменений. В прошлом она была очень социальной, делилась по месту положения в обществе. В советское время это понятие снивелировалось: из-за падения качества тканей, недостатка выкроек, проблем со вкусом и стилем. Мы инстинктивно копировали Запад, только с пятилетним отставанием и упрощая все до невозможности. Хотя общий силуэт, конечно, приходил из Парижа. Даже в эпоху "железного занавеса". В 90-е годы ситуация сложилась другая. После подсчета населения выяснилось, что в России мужчин на 10 млн. меньше, чем женщин. Если исключить пенсионеров, подростков, алкоголиков, наркоманов, сексуальные меньшинства и душевнобольных, то остается совсем немного. И между женщинами идет колоссальная борьба, причем одежда помогает им соблазнять. Поэтому россиянки гораздо охотнее раздеваются, чем европейские женщины. В Европе главное - интеллект, а в России - качество женского тела. Видишь женщину с самой пышной грудью, самую блондинистую, длинноногую, стройную и с самой обаятельной улыбкой - как правило, это россиянка. Но женская мода в России в последнее десятилетие грешит вульгарностью и неадекватностью по отношению к российскому климату. Девушки готовы ходить в мороз с голыми животами под шубой и на каблуках по снегу. Они стали жертвами моды.

    Вещи и душа

    - Если вспомнить советские времена, когда вы жили в Москве и жилищное пространство было ограниченно, как вы хранили вещи? Ведь часто любимых предметов становится так много, что они вытесняют своего хозяина...

    - Угрожающего количества вещей у меня тогда не было. Хотя я начал коллекционировать рано, но места не хватало, и я многое потерял. Чемоданами отвозил в комиссионный магазин, о чем теперь жалею. И в начале 80-х, когда я жил в Париже в мансарде, мне негде было хранить и пришлось ликвидировать часть коллекции. Сейчас бы я так не поступил. Мне 45 лет и пришла мудрость, которой в молодости нет... Более 100 вещей я безвозмездно отдал в Национальный исторический музей Чили в Сантьяго, многое - в галерею костюма во Флоренции, в Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в Лондонский музей... Но себе оставлял лучшее.

    - Вещи для вас - существа одушевленные? У вас бывали с ними романы?

    - Конечно, я даже верю в то, что старинные вещи имеют душу. Ганс Христиан Андерсен подметил это, когда рассказывал о бумажных балеринах и оловянных солдатиках. Вещи хотят оставаться с нами, приходят к нам, уходят от нас. Особенно портреты, изображения, фотографии, хотя и "многоуважаемые" шкафы тоже. Старинная мебель несет отпечаток ручного труда. Мастер вкладывал душу в каждый стул, кресло, стол. А для меня уют, как и для каждого русского, очень важен. Я не понимаю людей, которые вкладывают большие деньги в современную мебель. Ведь когда вещь выносят из магазина и ставят к вам в квартиру, она теряет 50 процентов стоимости. Она становится б/у.

    - Но когда-нибудь и она станет антикварной...

    - Да, если у вас есть время подождать 200-300 лет.

    - Что для вас важнее: время или деньги?

    - То, что невозможно купить, - время, конечно. Деньги для меня никогда не были ценностью.

    - Вы говорили, что ваша коллекция вас кормит. Но такое увлечение обычно только разоряет...

    - Я сдаю коллекции в аренду музеям, публикую книги, снимаю сериалы. На канале "Культура" готовится продолжение сериала "Дуновение века". Интерьеры, которыми я занимаюсь в Москве, - тоже мой хлеб. Мои клиенты - люди интеллектуальные, которые не просто хотят золотых ангелочков развесить, они мечтают домашние интерьеры сделать зеркалом своей души...

    Театр и мировая гармония

    - Как театральный художник вы оформили более ста спектаклей в 25 странах мира. И лишь единицы - в России...

    - Российские театры, по большому счету, меня проигнорировали. Здесь большая конкуренция среди сценографов одной художественной школы. Я принадлежу к русской школе театрального искусства. На Западе нас было раз-два и обчелся. Все хотели нас, потому что это было новое, оригинальное, красочное видение театра. А здесь все обладают этим видением и никто не обладает никаким другим. Вторая причина: здесь я был больше востребован как идеолог стиля, нежели как творец. В России ощущалась нехватка информации из жизни эмиграции, людей Серебряного века и их потомков. А я благодаря моим родителям был близок к этой среде, к обществу "белых эмигрантов". Они-то мне и подарили любовь к родине, которой у меня не было и которой я научился в Париже... На не возделанной в России ниве истории моды я был полезней как историк, чем как художник. Всегда чем-то приходится поступаться. Но я предпочитаю быть востребованным так, чем никак. Мне жаль, что с Большим театром у меня не случилась работа. Я не тщеславный. Надо поклониться - я поклонюсь и в ноги. Но на мои заигрывания они не среагировали. Теперь буду в Германии делать "Даму с камелиями". Я много работал во Франции, Англии, Италии, Швейцарии, Германии, Японии, Канаде, США, Китае. Долгое время просидел дизайнером в Королевском балете Фландрии. Был на контракте в Чили в эпоху Пиночета в опере Сантьяго. Многое увидел, выучил несколько языков. Без работы не останусь. Я оптимист и стараюсь оставаться им даже в самых пессимистических ситуациях.

    - Складывается впечатление, что с прошлым и настоящим у вас полная гармония. А с будущим?

    - Я всех призываю: давайте будем счастливы сегодня. Многие говорят красиво: настанет момент и все будет хорошо. А как будет - мы не знаем. Давайте сделаем так, чтобы сегодня было хорошо, а дальше постараемся, чтобы завтра было не хуже. Все ведь зависит от людей. Россияне, к сожалению, начисто лишены куртуазности. Еще много придется потрудиться для приобретения светского лоска. Люди должны уметь отвечать с улыбкой на приветствия, говорить: пожалуйста, будьте любезны. Это создает хорошее настроение. Порой вы идете в бутик и, чтобы повысить тонус, тратите на пальто 10 тысяч долларов. Но можно и просто улыбнуться. Ведь самое дорогое из всех удовольствий - это люкс, который ничего не стоит...

    Поделиться