24.12.2004 00:40
    Поделиться

    "Аквариум" представил новую программу

    В столичном Доме музыки на Красных холмах прошел концерт группы "Аквариум" - первое выступление группы на большой площадке со времен кремлевского празднования полувекового юбилея БГ. Опробовав на клубной публике свою новую программу "Трамонтана", Гребенщиков со товарищи представили новые песни более консервативной аудитории.

     

    Гребенщиков много раз признавался, что на сцене больших залов ему не так уютно, как в клубах. Тем не менее никакого стеснения БГ и его коллеги не испытывали: группе из семи человек и аккомпанировавшему струнному квартету едва хватило места разместиться без тесноты. А "филармоническая" обстановка зала помогла группе лучше подать свои негромкие вещи: БГ было важно, чтобы зрители получше расслышали новые песни, которые составят основу будущего альбома "Аквариума", работа над которым только началась.

    Программу "Трамонтана" подали в большом венке вещей новых и старых композиций - и если во вступительной части БГ исполнял уже порядком заигранный материал с альбомов последних трех лет, то в заключительной, наоборот, словно собрал свои самые красивые и мелодичные раритеты и хиты конца 80-х - начала 90-х, считающегося одним из самых плодотворных периодов в жизни этого знакового питерского коллектива. Несвойственный Гребенщикову расчет при составлении списка песен в данном случае был очевиден, как и его волнение - коллективу было важно задать слушателю "правильный" контекст восприятия новых песен. Оправдался ли он - неясно, однако благодаря такому подходу, у "Аквариума" случился один из самых нетипичных концертов за последнее время.

    По легенде, Трамонтана - это название ветра, дующего в Пиренеях: одних он лишает рассудка, другим - наоборот - придает силы. В случае с "Аквариумом", видимо, ветер подействовал воодушевляюще: новая программа исподволь, тихонько, не изменяя общему вектору пути группы, уводит ее из той дурной бесконечности музыкально однообразного умствования, в которой Гребенщиков оказался после альбома "Сестра Хаос", которым группа три года назад отпраздновала свое 30-летие. И если до этого аквариумовские программы напоминали пусть и написанные светлыми красками, но довольно однотонные полотна, то нынешняя программа сверкает лоскутной пестротой, вроде той, что можно увидеть на картинах представителей наивного искусства. Заглавную песню выделили особо - марш "Трамонтана" был сыгран куда громче, чем все остальные вещи. Лирично-безысходная песня "Мертвые матросы", беззаботная "Зум-Зум", текуче-струящаяся "Белая", вальс "Сестра Хо" - странным образом совершенно разные по эмоции и темпу вещи выстроились на концерте в стройный и красивый спектр. "Аквариум" словно повыкидывал из своей корзины тяжелый балласт преемственности одного альбома другому и, благодаря этому, взмыл в выси с невиданной в последние годы с той самой легкостью, которая у классиков рока всегда ходит рука об руку с музыкальной яркостью. Впрочем, преемственность есть, только совсем не та, которую хотел обозначить БГ, увенчавший концерт циклом вещей 15-20-летней давности, в который вошли "Серебро Господа Моего", "Горный хрусталь", "Отец яблок", "Сувлехим Такац" и другие, не самые широко известные песни начала прошлого десятилетия. Новые же песни отсылают к двум совершенно разным этапным пластинкам - аквариумовскому "Равноденствию" (1987) и сольному альбому БГ "Лилит" (1997).

    Более того, смешивая концертные коктейли из своего творческого прошлого и настоящего, лидер "Аквариума" будто нарочно приводит звучание песен из репертуара "золотого состава" в полное соответствие первоначальному, "тому самому" звучанию - новым музыкантам поручаются партии, которые, честно говоря, могли сыграть только мастера из первого состава "А" - например, флейтист Андрей Романов или соло-гитарист Александр Ляпин. "Тот самый" "Аквариум" распался в начале 1991 года на сцене петербургского ДС "Юбилейный". 14 лет - срок, достаточный для написания воспоминаний, но для начала археологических работ - вряд ли.

    Поделиться