17.12.2004 02:31
    Поделиться

    Юрия Любимова отметили королевской наградой

    - Мне доводилось много наград получать, но от королей их еще не было... Этот дом - резиденцию посла Швеции - я посещал тридцать три года. Как ни странно, здесь меня познакомили с товарищем Косыгиным. Он на меня посмотрел, но на лице его ничего не отразилось... А с Бергманом мы взглянули друг на друга, и он меня пригласил в свой театр - правда, предварительно очень строго сказал: пришлите мне клип минут на пятнадцать. В Италии я поставил "Маленькие трагедии" Пушкина, сотворил клип, послал, и после этого последовало подтверждение, что Бергман меня ждет на постановку в Королевский театр. Там я встретился с его актерами, он внимательно следил, как идет процесс... Гостеприимство этой страны меня поразило. В какую квартиру меня поместили, какой это был уют, семейный дом, с каким вкусом он был сделан!

    - Если бы сегодня вы получили приглашение поставить спектакль в Шведском Королевском театре, на время оставив Театр на Таганке, согласились бы?

    - Думаю, да. Там у меня много друзей, и прежде всего - великий человек Бергман. Там его великолепные актеры. Я бы с удовольствием поставил с ними спектакль. Какой - мы должны вместе обсуждать, надо делать перевод, вдруг они назвали бы Достоевского, которого в Швеции любят и чтят. У них хороший театр, они очень радушные люди, которые умеют работать.

    - А наших актеров можно научить так же дисциплинированно работать, как работают шведские?

    - Можно, но сложно. Это требует очень большой энергии и больших полномочий.

    - Вы ими разве не обладаете?

    - Вроде бы да, но странно - при том режиме я обладал большими полномочиями, чем при этом. Актерам вдруг показалось, что беспредельная свобода позволяет делать вещи, с моей точки зрения этики театра, непозволительные. Я не мог раньше представить, что, если я говорил бы актеру, что вы поймите меня, я не хочу с вами работать, он бы подал на меня в суд. Сейчас это стало реально. И совершенно реально суд присудил мне, чтобы он играл у меня насильно...

    - И кто же победил?

    - Суд и этот господин. Но тут меня нужно сажать в тюрьму - я не проявил законопослушания.

    - Повод для интервью более приятный: поздравить вас с шведским орденом. А какие российские награды вам наиболее дороги?

    - Медаль "За оборону Ленинграда" 43-го года. Все награды, которые были во время войны... Наш орден Трудового Красного Знамени... Господин Брежнев в то время не доехал до вручения, а его первый заместитель прошептал мне на ухо - вам бы надо дать Боевого Красного Знамени... Я ведь всегда делал то, что считал нужным. Не очень оглядывался, за что и получал по башке - раз не подложил соломки, так падай, вставай и иди дальше... Иногда говорят о моем диктаторстве - это неправда. Я просто иначе не мог поставить бы своих спектаклей, если бы не стремился придуманное в своей голове воплотить в точном исполнении...

    Поделиться