15.12.2004 03:10
    Поделиться

    Сергей Шаталов о налоговых новациях

    Действия правительства, законодателей, судов недостаточно согласованны. Хитом последнего месяца, по его мнению, было определение Констутуционного суда N169-О, согласно которому предприятия фактически лишались права пользоваться вычетами по налогу на добавленную стоимость, в случае если они расплачиваются с поставщиками заемными средствами или полученными в виде авансов деньгами. Этот документ вызвал эффект разорвавшейся бомбы среди бизнес-сообщества.

    Последовавшее за этим разъяснение КС сняло проблему. Налогоплательщики не будут отвечать за налоговые грехи своих партнеров, не перечисливших НДС в бюджет. По словам Шаталова, теперь уже минфин будет разъяснять очередное определение Конституционного суда о вычете НДС - N324-О, которое и стало причиной новой проблемы. Налогоплательщик не может нести ответственность за правильное исчисление налогов третьими лицами. "Мы будем давать соответствующие установки налоговым органам", - пообещал заместитель министра.

    Сергей Шаталов подробно остановился на новациях в налогообложении, которые вступают в действие с 1 января 2005 года. По его словам, со следующего года повышается налоговая ставка на дивиденды с 6 процентов до 9 процентов, схема выплаты дивидендов не меняется, и каскадное налогообложение, которое ранее было отменено, не восстанавливается. "Налоги на дивиденды, которые были уплачены на предыдущих этапах, могут быть зачтены при определении налогов, уплачиваемых акционером впоследствии", - сказал он.

    По словам С.Шаталова, со следующего года снижаются ставки ЕСН и облегчается доступ к регрессивной шкале налогообложения. По его мнению, это означает реальное снижение налоговой нагрузки, в бюджеты и пенсионные фонды не поступят 170-180 миллиардов рублей в виде ЕСН, и средства остаются в экономике. "Это будет серьезный импульс для последовательного снижения налоговой нагрузки примерно на один процентный пункт ВВП в год", - сказал Шаталов. Как сказал С.Шаталов, в 2006 году также предусмотрен целый комплекс мер по снижению налоговой нагрузки для создания конкурентной инвестиционной среды и инвестиционной привлекательности для бизнеса. Он сообщил о том, что со следующего года вводится новый Водный налог, вступает в силу закон, дополняющий Налоговый кодекс главой 26 - "Государственная пошлина". По словам заместителя министра, зона платежей налогового и неналогового характера всегда была очень размытой для того, чтобы решить, какие налоги должны устанавливаться законом, понадобилось более 10 лет. По его мнению, сейчас размеры по госпошлине установлены в пользу налогоплательщика. Поэтому с введением госпошлины отменяется "совершенно нерыночный налог на рекламу", сказал С.Шаталов.

    Помимо этого, принята глава Налогового кодекса "О земельном налоге", которая базируется на кадастровой стоимости земли. Формально глава вводится в действие с 2005 года, но фактически местные органы самоуправления могут ввести ее с 2006 года, заметил он. Со следующего года отменяются НДС на реализацию земельных участков и на реализацию недвижимости. По словам С.Шаталова, с 1 января будет действовать "принцип уплаты НДС по стране назначения в торговле со всеми странами и странами СНГ в полном объеме, в том числе, по нефти и газу". По его мнению, экспорт в государства стран СНГ будет рассматриваться как нормальный экспорт, а экспортеры могут предъявлять к вычету соответствующие суммы НДС, уплаченные в РФ. С Белоруссией переход уплаты НДС по стране назначения произойдет по всем товарным позициям.

    В минфине с участием других заинтересованных министерств практически закончена работа над поправками в первую часть НК, которые предусматривают серьезные изменения регулирования в отношении трансфертного ценообразования.

    Шаталов не раскрыл сути этого закона, но, по мнению экспертов, законопроект, расширяет список критериев, по которым компании могут быть признаны взаимозависимыми, - цены на продукцию и услуги, которыми они обмениваются между собой, должны подпадать под пристальное внимание налоговиков. Кроме дочерних и материнских предприятий, владеющих в капитале друг друга больше 20 процентами, законопроект относит к ним компании с общим акционером, который владеет в каждой из них больше 20 процентов акций, а также "дочки" этих компаний - в тех случаях, когда общему акционеру принадлежит больше половины их уставного капитала.

    Сделки между этими компаниями, а также их внешнеторговые операции, бартерные сделки и сделки с зачетом права требования будут контролироваться налоговиками. В случае если они сочтут цену сделки заниженной или завышенной, они потребуют вернуть в казну 20-80 процентов недоплаченных в результате налогов в зависимости от частоты нарушений.

    Эксперты считают, однако, что окончательная версия поправок лучше предыдущих. Чиновники отказались от идеи взимать 150 процентов недоплаченных налогов за отклонение цены от стоимости "идентичных товаров" больше чем на 20 процентов.

    Поделиться