07.12.2004 03:30
    Поделиться

    Бюджетам регионов отсрочат часть долгов

    Помимо этого в соответствии с бюджетом текущего года, сообщила замминистра финансов Татьяна Голикова, объем финансовой помощи регионам должен был составить 236,3 миллиарда рублей. Однако решено, что эти средства необходимо увеличить еще на 21,3 миллиарда рублей. Шесть миллиардов - это дополнительные средства к этим суммам, уточнила она. Дело в том, что многие субъекты Федерации в связи с предстоящими после Нового года 10 выходными днями будут выплачивать в конце декабря зарплаты бюджетникам, которые должны выплачиваться в январе. Таким образом, федеральный бюджет полностью рассчитается с регионами перед тем, как они вступят на самостоятельный финансовый путь.

    Одновременно с этим минфин сейчас озабочен подготовкой соглашений с регионами об оздоровлении региональных финансов. В результате чего региональные бюджеты получат отсрочку части задолженности перед федеральным бюджетом в размере 30 процентов. Подписание соглашений должно быть завершено к началу нового года. Таким образом, реформу межбюджетных отношений в части разграничения полномочий между федеральным и региональными бюджетами регионы фактически начнут с "чистого листа". Правда, не все. По данным минфина, только два-три субъекта Федерации успели принять все законодательные акты по новым для себя финансовым полномочиям. Это говорит о том, что в первое время работники бюджетной сферы могут столкнуться с трудностями при получении зарплаты, родители не сумеют вовремя получить пособия на детей, а льготники - компенсации.

    Что касается средств Стабилизационного фонда, то в пятницу было решено их пустить пока только на досрочное погашение внешних долгов. Речь идет о сумме в 7-10 миллиардов долларов. Сэкономленные же на процентах около 60 миллиардов рублей направить на инвестиции внутри страны, что, несомненно, считают чиновники, также явится своеобразной помощью региональным бюджетам.

       компетентно


    С нового года реформа межбюджетных отношений вступает в решающую фазу. Однако часть регионов до сих пор утверждает, что она не сможет работать в новых условиях. С просьбой прокомментировать ситуацию редакция обратилась к члену бюджетного комитета Государственной Думы Михаилу Задорнову.

    - Михаил Михайлович, какова ситуация с монетизацией льгот и как регионы подготовились к началу новых финансовых отношений?

    - Начнем с того, что с 2005 года регионы станут полностью ответственными за ряд новых для себя полномочий. Отныне они целиком отвечают за размеры и выплату заработной платы врачам и учителям. Со следующего года не будет действовать единая тарифная сетка - она остается единой только для федеральных бюджетников, а центр задает один ориентир - это минимальный размер оплаты труда. Как известно, он будет увеличен с 1 января на 20 процентов, то есть вырастет с сегодняшних 600 до 720 рублей, а с 1 июля увеличится до 900 рублей. Регионы вправе сами устанавливать заработную плату, которую они потянут, исходя из своих возможностей. Второй момент - это выплата детских пособий. И, наконец, выполнение закона о разграничении полномочий и закона о монетизации льгот в части региональных льготников, а именно ветеранов труда, тружеников тыла. Здесь регионы также самостоятельно устанавливают размер денежной компенсации или сохраняют, по примеру Москвы, существующие льготы в натуральном виде.

    Определиться по этим вопросам региональные власти должны к 1 января 2005 года. Но по тем данным, которые собирает правительство, всего два-три региона приняли весь пакет нормативных документов. Остальные находятся в процессе принятия решений, и поэтому большинство территорий с организационной, а не финансовой точки зрения не успеют принять решения до 1 января. И причина здесь в том, что их кадровый потенциал, потенциал самих законодательных собраний недостаточен для того, чтобы принять около 200 законодательных актов регионального уровня по новым для них полномочиям.

    - То есть получается, что большая часть регионов 1 января окажется в правовом вакууме? Почему так произошло?

    - Такая ситуация сложилась по той причине, что примерно полтора десятка регионов или находятся в предвыборной кампании, или только что из нее вышли. И сейчас они больше заняты выборами, чем оперативным управлением. В части регионов новые губернаторы не очень опытные администрации, а в некоторых еще не полностью сформированы законодательные собрания. Я думаю, что весь первый квартал следующего года уйдет на отстройку механизмов по льготникам и заработной плате.

    - Как можно ускорить решение этой проблемы?

    - Видимо, в первом полугодии будет задействован механизм ручного управления, когда минфин будет отслеживать ситуацию в регионах "поштучно". Фактически к этой работе в министерстве уже перешли. Руководители 25 наиболее проблемных территорий приглашались в минфин и с ними разбирались их бюджеты на следующий год и оценивались наиболее критические моменты перед утверждением субсидий из федерального бюджета.

    - К слову, о помощи, которую получат наиболее проблемные регионы от федерального центра. О каких суммах идет речь?

    - При корректировке бюджета текущего года регионам было добавлено порядка 25 миллиардов рублей в разных формах в порядке подготовки к принятию новых полномочий. Эти деньги пошли на ликвидацию кредиторки по ЖКХ, для федеральных льготников, прежде всего инвалидов, а также на подготовку к зиме. Законом о бюджете на 2005 год реструктурированы 9,5 миллиарда рублей задолженности по бюджетным ссудам. Что также снижает нагрузку на бюджеты регионов в следующем году. Во-вторых, в федеральном бюджете изменена схема трансфертов, то есть фонда финансовой поддержки регионов, который составляет порядка 190 миллиардов рублей и является основным видом финансовой помощи регионам.

    - Каким образом меняется эта схема?

    - Она изменена так, что поддержку получат беднейшие регионы. Последние годы проводилось выравнивание субъектов Федерации, учитывался уровень бюджетной обеспеченности, но все делалось с оглядкой на то, какой трансферт регион имел в прошлом году, то есть во многом был инерционный подход. В результате поддержку получали регионы не только средней обеспеченности, но и близкие к донорам. В следующем году подавляющая часть поддержки пойдет беднейшим территориям. Поэтому в наиболее сложной ситуации окажутся средние по обеспеченности регионы, которые привыкли получать определенную финансовую помощь из федерального центра.

    Помимо этого, в бюджете на 2005 год сформирован резерв в 30 миллиардов рублей, в который в ходе рассмотрения бюджета было добавлено еще 8 миллиардов так называемой целевой помощи. Эта помощь преследует три задачи: софинансирование выплат ветеранам и труженикам тыла (11 миллиардов), софинасирование детских пособий (4 миллиарда) и обеспечение сбалансированности бюджетов тех регионов, которые наиболее пострадали от изъятия налогов. Я думаю, что этих средств может не хватить, так как пока до конца картина 2005 года неясна (многие регионы еще не приняли нужных решений). Но в постановлении Думы зафиксировано, что по мере исполнения бюджета в случае необходимости будут выделены дополнительные расходы для финансовой поддержки регионов.

    - Насколько я знаю, не все регионы решили пойти по пути замены льгот денежными компенсациями. И для многих льготников, особенно в крупных городах, это оказывается выгодно. Как и по какому принципу разделились регионы?

    - Большая часть, как и федеральное правительство, пошла по пути замены натуральных льгот. В основном они следуют негласной рекомендации минфина и устанавливают размер компенсаций порядка 200-300 рублей в месяц на человека. При этом часть регионов отменяет все натуральные льготы. Часть территорий, вводя 200-300-рублевые компенсации, делают, к примеру, платным городской транспорт, а другие льготы сохраняют в натуральном виде. И хотя картина по регионам довольно пестрая, в основном идет замена натуральных льгот. Ряд территорий, их около десятка, устанавливают даже больший размер денежных компенсаций. В основном это более обеспеченные регионы или те, где более высокий уровень тарифов на базовые социальные услуги - районы Сибири и Дальнего Востока. Значительная часть сохраняет натуральные льготы. Это практически все Центральное Черноземье, Московская область, Москва и многие регионы Северного Кавказа.

    Помимо этого, существует проблема, которая заложена в закон о монетизации льгот, это проблема льготников первой и второй категории. Изначально минфин и минтруд предлагали, чтобы все льготники были федеральными, то есть к ним был равный подход. Но в результате разделения появилось две категории, что приведет к серьезным проблемам между регионами и федеральным бюджетом и между самими льготниками. Проблемы будут двух типов. Очевидно, что в одном и том же регионе, даже на одной лестничной клетке будут жить федеральный льготник, инвалид, к примеру, 2-й группы, и он будет получать компенсацию в размере тысячи рублей, и рядом ветеран, который будет получать двести или даже сто рублей в месяц. Объяснить людям такое расхождение будет чрезвычайно сложно, и, конечно, возникнут конфликты. Как следствие у миллионов людей возникнет стремление получить инвалидность и тем самым получить большую выплату. Признаки этой тенденции уже чувствуются, и такие стремления будут поддерживаться региональными властями, которые таким образом смогут сбросить с себя какое-то количество льготников на федеральное правительство. Так что, с социальной точки зрения, 2005 год будет непростым.

    - В скором времени у регионов появится возможность брать внешние кредиты напрямую без федеральных гарантий. В частности, речь идет о кредитах Всемирного банка. Не может ли случиться так, что региональные власти, пытаясь таким образом помочь своим бюджетам, наберут столько денег, что впоследствии не смогут расплатиться?

    - Сегодня ситуация не является тревожной, потому что суммарный внешний долг всех территорий, включая Москву и Питер, которые являются основными заемщиками, составляет один процент ВВП. Это немного. Для сравнения: внешний долг России составляет 25 процентов ВВП. Более того, никто не будет ссужать российским регионам деньги без оглядки, учитывая непростую кредитную историю 90-х годов. При этом в Бюджетном кодексе содержатся четкие ограничения по пределу долга территорий. Сегодня регион вообще не может занимать, кроме как на рефинансирование долга. Помимо этого, есть и еще одно ограничение: долг не может составлять более 30 процентов от собственных доходов региона. Таким образом, регионы получат право занимать, но при этом останется предел возможных заимствований.

    - К слову, о помощи регионам. Сейчас много идет дискуссий о том, что делать с деньгами Стабфонда, который наполняется "как на дрожжах". Не появится ли и у регионов соблазн получить оттуда средства для своего развития?

    - Авторы задумывали его как резервный фонд. Цель была простая: иметь какое-то количество денег, чтобы в случае падение нефтяных цен обеспечить стабильность бюджета на год или два при плохой внешней конъюнктуре. В законе записано, что необходимо накопить 500 миллиардов рублей, чтобы гарантировать год или два. Эти 500 миллиардов мы будем иметь уже в начале февраля будущего года. И сейчас встал вопрос: а какие задачи ставить дальше? Первое - будет откорректирован размер этого запаса, чтобы иметь гарантии уже на два-три года. Второе - как распоряжаться средствами свыше уже уточненной суммы? Сейчас существует три предложения. Первое, на котором долго стоял минфин, - вообще ничего не тратить и продолжать копить. Второе - досрочно выплатить часть внешней задолженности страны с тем, чтобы сэкономить на процентных платежах. Мы платим ежегодно только по процентам порядка 6-7 миллиардов долларов, и предоплата высвобождает из бюджетов будущих лет два-три миллиарда долларов процентных платежей в год, которые можно будет направить на другие задачи. И, наконец, третье предложение - направить деньги на различные инфраструктурные проекты. Выбирать будем из этих вариантов.