12.11.2004 00:40
    Поделиться

    Собачьи бои сходят на нет

    Существует масса легенд о собачьих боях, и многие люди, незнакомые с реальным положением дел, считают их чуть ли не истиной в последней инстанции. Но это всего лишь байки или, как сказали бы имиджмейкеры, "плохой пиар", сродни бородатому анекдоту про хомячка и крысу. Это когда худая заморенная крыса, грустно глядя на счастливого и откормленного хомяка, спрашивает у него: "Скажи, Хома, вот и ты, и я из одного отряда грызунов, а почему тебя все любят, а меня - нет?" На что хомяк ей отвечает: "Честное слово - не знаю, наверное, пиар плохой"... Что-то подобное скорее всего и произошло с собаками бойцовых пород, которых, как и крыс, не любит и побаивается огромное количество людей.

    Бой или травля?

    Глаза нам, конечно, не завязали, но почему-то долго возили по темным переулкам, все кружили вокруг да около, прежде чем свернуть к маленькому стадиончику, площадка перед которым была плотно заставлена машинами. С первого взгляда бросалась в глаза разношерстность автомобильной публики: к лоснящемуся боку шестисотого "Мерседеса" сиротливо жалась хромая "копеечка", а из-за устрашающе черного джипа робко выглядывала видавшая виды иномарка времен Карибского кризиса. Мы спустились по лестнице в какой-то полуподвальный зал. Уже шли бои, в углу, совершенно загородив "пит", сгрудилась толпа людей. Не было слышно ни лая, ни визга, все заглушали азартные крики болельщиков, сквозь которые иногда доносилось сосредоточенное сопение четвероногих бойцов.

    Одним из курьезных запретов середины 90-х годов прошлого века был запрет на проведение собачьих боев в Москве. Как и подобает, накануне акции в лояльной столичным властям прессе появилось несколько статей о "четвероногих убийцах" и собачьих боях. В каждой подобной публикации вопиющая некомпетентность журналистов тонула в потоках невинной крови жертв и горючих слез их близких. Сами бои "отцы города" запретить не могли. В то время (равно как и сейчас) имущественный статус домашних животных четко определен не был, однако, по существовавшим юридическим понятиям, собаки вроде как считались собственностью владельца. Получалось, что хозяин волен делать со своим животным все, что он хочет: съесть, содрать с него шкуру, утопить или стравить, хоть с крокодилом, хоть c другой собакой. Тогда придумали изящную формулировку: "Запретить предоставление территорий и помещений для собачьих боев", и очень серьезно встал вопрос о том, нужны ли городу так называемые "бойцовые породы" собак? Что собой представляют "бои", власти знали только по слухам и уж совсем не могли знать, что словосочетание "бойцовые породы" стоит употреблять в единственном числе, поскольку она существует только одна - американский питбультерьер.

    Кто-то может возразить: "А как же традиционные бои овчарок?" Действительно, такая утеха и по сей день существует у аборигенных народов Кавказа и Средней Азии, однако ни алабай, ни кавказская овчарка не являются бойцовыми породами. Обе - великолепные пастушьи собаки, чья задача не только пасти скот, но и охранять его от волков и лихих людей. Кроме того, традиционные бои служат еще и проверкой на твердость характера при племенном разведении пастушьих овчарок.

    До сих пор многие ошибочно причисляют к бойцовым породам и бультерьеров. Эти достойные "джентльмены" действительно обладают упрямством и твердым нравом настоящего солдата, однако традиционно использовались для несколько иных ристалищ. Целые толпы праздношатающихся британцев собирались в старину поглазеть, как бультерьеры, соревнуясь между собой во времени, давят крыс. Собаку с грызунами помещали в загон с высокими сплошными стенками и подсчитывали, сколько тварей она за это время успеет придушить. Только американский питбультерьер столетиями выводился исключительно для собачьих боев. Поэтому главной задачей было не столько создать идеальную машину для убийства, сколько развить в собаке бойцовый дух, безудержную отвагу в сочетании с неумолимой жаждой бороться и побеждать любого противника, несмотря на его размеры и силу (этот духовный стержень настоящего питбуля специалисты называют "геймнес"). Надо отдать должное создателям питбультерьера, это им удалось, они получили породу, для которой бой с другой собакой стал не только физической потребностью, а высшим смыслом существования! При этом питы ласковы и приветливы с любым незнакомым человеком.

    По мировой статистике покусов людей, американские питбультерьеры занимают третью строчку с конца.

    Мне ни разу не приходилось слышать, чтобы во время профессиональных боев (чем они отличаются от стравливаний, речь пойдет ниже) собака переключила свою агрессию на человека, несмотря на то, что рядом всегда как минимум двое чужаков (судья и владелец противника). Одно из главных правил традиционных матчей заключается в том, что хозяева моют перед боем чужих собак. Дело в том, что в старину, когда на кон ставились целые состояния, случалось, что в шерсть своей собаки втирали пахучие вещества и даже яды пролонгированного действия. Вот почему по неизменным правилам вы имеете право даже самолично (в прямом смысле этого слова) лизнуть собаку-противника, чтобы убедиться, что все обошлось без противозаконных втираний.

    Роки и Рэмбо в одной морде

    Как и в любой другой, в бойцовой породе есть собаки pet quality (любительского класса), а есть суперэлита, которая представляет собой несколько десятков породных линий. В основе каждой из них лежит определенный питомник со своей историей, своими легендами, традициями и даже боевыми стилями. Сука начинает через игру обучать едва прозревших щенков приемам, которые унаследовала от своих родителей. Именно так родовые секреты мастерства передаются из поколения в поколение. В каждой линии ведется очень тщательный отбор по рабочим качествам, вот почему большинство питбулей в процессе племенной работы отбраковывается, как cur out - собаки с недостаточными внутренними бойцовыми качествами. Поскольку питбультерьеры не признаны международными кинологическими организациями и не участвуют в общих выставках, экстерьер для них не имеет особого значения, хотя некоторые линии сохраняют определенный фенотип (например красные носы знаменитой линии "Ред ноуз" и преимущественно черный окрас линии "Айрон").

    Лет 70 назад, когда в США были запрещены собачьи бои, образовалась декоративная ветвь питбультерьеров, из которой вышел современный американский стаффордширский терьер. Вот у этой породы сразу появились жесткие выставочные стандарты, и она была признана международными кинологическими организациями. Кстати, у питов тоже появилось шоу-направление. В Америке даже ввели титул для питбультерьеров шоу-класса "Пурпуровая лента", нечто подобное происходит и на наших российских монопородных выставках, где учитывается экстерьер и не тестируются рабочие качества. Если так пойдет дальше, то очень скоро мы потеряем бойцовую породу и будем иметь собаку, напоминающую питбультерьера только мордой, но утерявшую то, ради чего ее создавали, - геймнес!

    Бессмысленный и беспощадный бой

    Это было в самом начале 90-х годов, когда народ наконец-то дорвался до "заграниц" и в страну стали попадать собаки, которых раньше мы видели только на картинках зарубежных кинологических изданий. Особенным спросом (в контексте ранее упомянутой криминальной романтики) пользовались "страшные" собаки молосской группы: мастифы и мастино, бордосские и аргентинские доги, бульмастифы, фила бразильеро и другие "конкретные породы". Ажиотаж подогревали продавцы. Это был очень короткий период, когда на щенках (их цена колебалась от 500 до 3000 долларов) можно было сделать быстрые и относительно легкие деньги. Появилась целая категория людей (не поднимается рука написать слово "заводчики"), которые в погоне за наживой вязали сук практически непрерывно.

    Про каждую породу рассказывали невероятные истории, и уж, конечно, не обходилось без достоверных сведений, что именно эти собаки охраняли копи царя Соломона, ловили беглых рабов, один на один давили львов и мамонтов, использовались в древних битвах против слонов и т.д., и т.п. Чтобы убедиться в справедливости подобных утверждений, покупатели горели желанием проверить своих собак и притравливали их на все живое. К счастью, большинство из них (например мастино наполетано, бордосские доги или мастифы) оказались дружелюбными псами с незлобным характером, но не обходилось и без кровавых драм. Так, стихийно образовался вольный полигон для травли в Серебряном Бору столицы, где по выходным в глазах рябило от "красных пиджаков" и золотых цепей.

    Здесь стоит сделать маленькую оговорку: несмотря на легенды и байки, многое происходило совсем не так, как теперь вспоминают некоторые источники. Состояния на боях не проигрывались, шестисотые "Мерседесы" на кон не ставились, хотя ставки в несколько сотен долларов в пари регулярно фигурировали. К сожалению, очень часто собак (не разделявших кровожадных устремлений своих хозяев) буквально натаскивали и накидывали друг на друга. Находились нелюди, которые заставляли их рвать противника насмерть. Причем в схватках участвовали не только представители новых для России пород с впечатляющей наружностью, все более или менее крупные собаки: бультерьеры, ротвейлеры, доги, кавказские, среднеазиатские и восточноевропейские овчарки, боксеры и доберманы прошли через горнило Серебряного Бора. Никто не знал, что такое на самом деле собачьи бои и как это делается, но всем очень хотелось их устроить в соответствии со своими понятиями.

    Жестокости нравов способствовала не только полукриминальная среда завсегдатаев собачьих боев, но и сам дух демократической эпохи, когда, опьянев от вседозволенности и шальных денег, ранее деклассированные элементы пытались утвердить бандитскую эпоху: жаргонные слова чуть было не стали риторическими нормами... Несомненно, Серебряный Бор служил одним из многочисленных клапанов, через которые страна стравливала избыточное давление отрицательной энергии. Недаром собачьи бои процветали в Америке, во времена Великой депрессии и были запрещены сразу же после выхода из нее, а также в Югославии накануне межэтнического раскола.

    В России того времени повышенный интерес к стравливанию собак (не путать с настоящими спортивными боями) был логичен и понятен.

    Существует распространенная байка, что питмены буквально кормят своих бойцовых псов дворнягами и другими собаками. Очень легко объяснить, почему это не так: представьте себе профессионального спецназовца, который дерется исключительно с гражданским населением или мелкой шпаной, а не с достойным бойцом своего уровня. Неизбежно он теряет квалификацию и в первом же бою с профессионалами проигрывает, поскольку уже привык к заведомо более слабому противнику. Опытный питмен никогда не допустит, чтобы его воспитанник хоть раз сцепился с собакой, которая намного слабее его, легкая победа может безнадежно испортить, "сорвать" бойца.

    В начале 90-х годов случился первый (впрочем, единственный) бум на американских питбультерьеров. Вся "конкретная" публика жаждала крутых собак, которых везли сотнями (из Америки, Югославии, Кубы и других стран). Серебряный Бор огласился визгом погрызенных жертв - это агонизировала кровавая утеха "собачьих боев без правил".

    Бизнес по-русски

    К разочарованию любителей кровавых шоу оказалось, что питбультерьеры дерутся молча. Это, кстати, еще одно преимущество в драке. Дело в том, что непосредственно контакту клыков предшествует некий собачий ритуал: угрожающая поза (оскал зубов, поднятие шерсти дыбом), предупреждающее рычание и т.д. Питы опускают все эти формальности, нападая молча, стремительно и решительно, мгновенно опрокидывая представителей других пород. Именно поэтому в Серебряном Бору сразу же поняли, что против пита можно выставить только пита. К тому времени во весь рост поднялась возмущенная общественность. И собачьи бои запретили. Что, в общем-то, и правильно, только стоило бы сделать поправку: не "собачьи бои", а "стравливание собак", а заодно усилить Закон "О жестоком обращении с животными".

    Попытка сделать на боях бизнес довольно быстро провалилась. Изучив передовой заграничный опыт, большинство "любителей" породы, напуганные недосягаемым профессиональным уровнем настоящих спортивных боев, переключились на более выгодную торговлю щенками, кормами и аксессуарами. Еще одна причина, почему профессиональные бои не могли изначально приносить доход - абсолютное отсутствие в них элементов шоу. Это не короткие поединки овчарок, которые устраивают по праздникам чабаны с рычанием и кровью! Все происходит тихо, практически бескровно и неэффектно. Собаки сшибаются, сопят, демонстрируют подсечки, борьбу в партере, захваты, броски, но гораздо больше просто держат друг друга мертвой хваткой, без всяких красивых и эффектных элементов спортивного боя. Иногда такое противостояние может длиться очень долго, случались поединки, длившиеся три часа и более. Не только дилетанты, но и профессионалы в такой ситуации быстро начинают скучать, до конца марафона остаются только заинтересованные лица: хозяева, их секунданты и рефери.

    Иногда в подпольных домах делались денежные ставки, но очень быстро подобный бизнес сошел на нет, поскольку затраты на подготовку каждого отдельно взятого боя себя не оправдали. Во-первых, для того чтобы воспитать элитного четвероногого бойца, надо не только затратить достаточно много сил, энергии и материальных средств, но и обладать очень большим кинологическим опытом, в частности в области дрессировки и ветеринарии. Опущу скучные подробности отбора и "роллирования" собак, спортивные методики подготовки, диеты, тренировки и т.д. Достаточно сказать, что в боях все происходит точно так же, как в любом "человеческом" виде профессионального спорта. Перед тем как окончательно решиться на бой, питмен будет долго присматриваться к противнику, наблюдать его в деле, наводить справки. И только после тщательного взвешивания всех "за" и "против" бросается вызов на бой (или принимается).

    Далее следует как минимум двухмесячная подготовка собаки. На это время питмен должен либо бросить свою работу (можно посчитать упущенную выгоду), либо нанять профессионального хэндлера, чтобы ежедневно по нескольку часов заниматься с собакой. График достаточно напряженный: усиленные тренировки, в том числе на тренажерах ("карусель", "бегущая дорожка" и др.), специальная диета (элитные, дорогие корма профессиональной гаммы и всевозможные биодобавки), комплексный ветеринарный контроль и многие другие хлопоты, которые в наше время стоят недешево. Еще дороже восстанавливать здоровье и нервную систему собаки после боя, особенно если поединок длился долго (часовые дуэли - не редкость). Бывали случаи, когда не только побежденные, но и победители умирали не от ран, а от потери сил, смертельной, в прямом смысле этого слова, усталости, которую усиливал мощный стресс. У питменов есть даже такое выражение dead game (боец до смерти), для питбультерьеров это не проявление героизма, а норма поведения.

    Вечно крайние

    Увы, именно этот удел уготовлен единственной бойцовой породе, хотя, по мировой статистике покусов людей, американские питбультерьеры занимают третью строчку с конца (!!!). Стоит нашуметь очередной кровавой истории про то, как четвероногий убийца растерзал невинную жертву, как мгновенно поднимается волна возмущенного ропота по поводу "страшных бойцовых псов". Доходило до курьезов: мурманская Дума запретила полтора десятка собачьих пород законодательно, причем в перечень угодили совершенно безопасные кадебо (ростом не выше колена) и редчайшие европейские пастушьи собаки (видимо, депутаты решили щегольнуть эрудицией). Стоит ли говорить, что американский питбультерьер открывал список.

    Кстати, практически во всех крупных городах действуют "Правила временного содержания мелких домашних животных", согласно которым, все владельцы должны выгуливать своих собак (независимо от их размеров и злобности) на поводках и в намордниках (!). Подобные меры абсолютно оправданны, поскольку и поводок, и намордник могут спасти жизнь самой собаке. Однако посмотрите вокруг, много ли вы видите псов в намордниках?

    Я знаю нескольких очень серьезных питменов, владельцев суперэлитных боевых собак. Они выгуливают своих воспитанников исключительно в намордниках, часто ночью, когда поблизости нет других собак. Все ограничения и неудобства они воспринимают как неизбежные издержки при занятии бойцовыми породами. Если вы захотите приобрести элитного щенка питбультерьера, не рассчитывайте, что вам его с радостью продадут. Любой профессиональный заводчик отдаст вам маленького бойца только после того, как убедится, что вы достаточно хорошо понимаете специфику породы и готовы уделить ей должное количество сил и внимания. Что касается боев, то они сходят на нет сами по себе. Питбультерьеры становятся редкостью "на любителя".

    Сегодня во всей Москве едва ли найдется несколько десятков профессиональных боевых собак в хорошей форме. Иногда проводятся "роллинги" и тестирования, необходимые для выявления бойцовых качеств щенков, но настоящие спортивные матчи проводят нечасто. Иногда они приобретают международный статус (с участием представителей других стран, в основном СНГ), но такое бывает крайне редко. Правда, активизировались энтузиасты боев среднеазиатских овчарок (поскольку их, в отличие от питбультерьеров, не запрещали). У владельцев этих пород зарегистрированы свои спортивные организации и даже проводятся различные первенства и чемпионаты. Боевых питов с каждым годом становится все меньше.

    "А зачем они вообще нужны?" - возникает естественный вопрос. Каждый на него может ответить по-своему: один приведет пример с бесполезными букашками, исчезающими с лица земли как биологический вид, которых зачем-то стараются сохранить Красные книги, другие обратят ваше внимание на то, что американский питбультерьер - шедевр кинологического творчества и вполне заслуживает статуса "живой памятник".

    Поделиться