11.11.2004 04:10
    Поделиться

    Вячеслав Павловский: в Европу без визы

    - Вячеслав Альфредович, прежде всего спасибо за возможность встретиться с вами. У нас есть множество вопросов, в том числе касающихся самого Консульского департамента. Кем же в первую очередь является его сотрудник - дипломатом или юристом?

    - Наверное, правильнее будет говорить в более широком плане о консульском работнике. В идеале консульский работник должен обладать весьма широкой квалификацией, включающей, разумеется, и основы юридических знаний, во всяком случае в той области, которая имеет непосредственное отношение к его профессиональной деятельности. Однако в первую очередь он, на мой взгляд, все же дипломат, поскольку ему порой приходится искать развязки очень непростых проблем при отстаивании законных прав и интересов российских граждан. Большое значение для консульского работника имеет умение находить контакт с людьми и быстро ориентироваться в ситуации. Императивом является знание иностранных языков, поскольку в каждодневном режиме приходится общаться с миграционными, портовыми властями, полицией государства пребывания, а также его истории, традиций и культуры.

    - Журналисты любят искать символику. Так вот, Консульский департамент воспринимается как некое особое подразделение МИД России, он даже расположен в отдельном здании.

    - Никакого специального статуса у Консульского департамента нет. Он является структурным подразделением министерства, но имеет просто несколько иной по сравнению с другими департаментами круг задач. КД занимается оформлением дипломатических, служебных и общегражданских паспортов, консульской легализацией и истребованием документов, реализует предоставленные МИДу российским законодательством полномочия по вопросам гражданства России и въезда иностранных граждан, координирует работу консульских учреждений России и представительств министерства на российской территории и др.

    Консульский департамент также является головным подразделением МИД России по военно-мемориальной проблематике. Во взаимодействии с Минобороны России, другими федеральными органами исполнительной власти он обеспечивает контроль за сохранностью наших воинских захоронений за рубежом. При участии специалистов департамента заключены и успешно выполняются межправительственные соглашения о статусе воинских захоронений с ФРГ, Италией, Японией, Монголией, Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией и Финляндией.

    С учетом объема выполняемых функций Консульский департамент является самым большим в министерстве...

    -...и единственным, который непосредственно оказывает услуги населению?

    - Совершенно справедливо. Мы работаем с физическими и юридическими лицами, причем не только российскими, но и иностранными.

    - Когда речь заходит о консульской службе, представляется, что она в основном занимается паспортно-визовыми процедурами. В вашем перечислении задач департамента прозвучало множество других вопросов. Каково соотношение между ними?

    - Вы правы, помимо "паспортно-визовых" вопросов есть и, если можно так выразиться, "невидимая часть айсберга". В частности, я имею в виду работу, связанную с совершенствованием законодательства по вопросам въезда и пребывания иностранцев, гражданства, противодействия нелегальной миграции и терроризму, а также участие в формировании и укреплении договорно-правовой базы консульских сношений Российской Федерации с иностранными государствами.

    - За последние полтора десятилетия поток российских граждан, выезжающих за рубеж, многократно возрос. Были ли готовы сами консульские работники к такому повороту в их жизни?

    - А выбора-то особо и не было. Пришлось во многом перестраиваться, менять формы и стиль работы, в первую очередь по защите прав и интересов российского государства, его граждан и юридических лиц за рубежом, решать задачи информационно-технологического порядка. Однако сказать, что уже сделано все необходимое, было бы самонадеянным преувеличением. Есть к тому же трудности и объективного порядка, ведь абсолютное большинство наших консульских учреждений открывались в годы "железного занавеса", когда контакты между людьми находились в своем перигее. В силу этого, например, те помещения, в которых сейчас расположены многие российские консульские учреждения, просто не в состоянии на должном уровне обслуживать посетителей. Существуют, конечно же, и проблемы кадрового порядка.

    Однако хочу заверить и вас, и читателей "Российской газеты", что работа по совершенствованию деятельности российских консульств за рубежом ведется на постоянной основе, и со временем будет решена и эта проблема.

    - В ваше оправдание надо сказать, что и россиянам приходится часами, а то и сутками, простаивать в очередях за визами иностранных государств.

    - Разумеется, ведь посольства многих западных стран оказались в зеркальной ситуации. Сейчас им тоже приходится думать, как усовершенствовать консульскую работу. Непросто и для них решаются вопросы с расширением помещений, увеличением штатов и др. Однако руководители консульских учреждений европейских стран в Москве утверждают, что тоже принимают меры, направленные на улучшение визового обслуживания российских граждан.

    - В адрес вашей службы было немало и других нареканий, связанных, скажем так, с "коммерциализацией" ряда услуг, в частности, оформления паспортов. Как обстоят дела сегодня?

    - Вряд ли "коммерциализация" - правильное слово. Взимание платы за консульские действия предусмотрено статьей 39 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. Это нормальная практика, имеющая место во всем мире. На территории России оплата берется по тарифу, согласованному с Минфином России и Минюстом России. В то же время не могу не согласиться с тем, что долгое время имело место оформление загранпаспортов через посреднические организации, имевшие с этого солидный доход.

    Сейчас мы такой бизнес решительно пресекаем. Исходим из того, что выдача паспортов МИД России регламентируется статьей 8 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Она гласит, что данный документ, удостоверяющий личность, может быть оформлен в МИД России "гражданину Российской Федерации, проживающему на территории Российской Федерации, по его письменному заявлению, поданному через организацию, направляющую его за пределы территории Российской Федерации... в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

    Пользуясь случаем, хотел бы предупредить: любые рекламные объявления о возможности "сделать паспорт в МИДе за три дня, основываясь на хороших связях", являются ложными. Мы полностью изменили систему взаимоотношений с российскими юридическими лицами по вопросам оформления паспортов, практически сведя на нет основу для коррупции. Теперь мы оформляем паспорта по ходатайствам зарегистрированных в департаменте организаций, только получив доказательства, что данная организация действительно направляет в конкретную зарубежную поездку российского гражданина, от лица которого она выступает. Одновременно добиваемся большей транспарентности нашей работы. К примеру, в приемном зале установили монитор, где можно получить информацию о готовности паспорта. Ввиду того, что мы перестали иметь дело с т.н. "посредническими фирмами", количество оформляемых паспортов сократилось более чем в три раза.

    - Не могли бы вы "рассортировать" зарубежные страны по такому, скажем, признаку: для кого россиянин более желателен, для кого менее, а для кого вообще нежелателен?

    - "Рассортировать" страны по предлагаемому вами критерию вряд ли возможно. Отношение к нашим гражданам в мире в основном хорошее, и россиян, в принципе, рады видеть везде. В последнее время с различными странами ведется диалог об облегчении взаимных поездок. Заключены соглашения с ФРГ, Францией и Италией об упрощении визовых процедур, начались переговоры по данной проблематике между Россией и ЕС. Предложения начать переговоры об отмене виз переданы правительствам Таиланда и Сингапура - реакция этих стран самая благожелательная. В апреле с.г. путем обмена нотами оформлены договоренности по визовым вопросам с США. В них зафиксированы сроки рассмотрения визовых запросов для различных категорий граждан, и надо сказать, что эти договоренности в целом соблюдаются.

    - В какой степени вы используете принцип взаимности: какая-то страна ужесточила въездной режим или повысила тариф за визы, и вы отвечаете тем же?

    - Там, где это оправдано, используем принцип взаимности. Однако основной принцип, которым мы руководствуемся в нашей деятельности, - решение любых возникающих вопросов дипломатическим путем с учетом обоюдных интересов сторон.

    - Не раз заявлялось, что работа со странами СНГ - приоритет для МИД. Как здесь обстоят дела в консульской сфере?

    - Эти заявления подкрепляются конкретными шагами. Так, мы высоко оцениваем сложившийся уровень взаимодействия с коллегами из министерств иностранных дел стран СНГ. Регулярно проводимые совещания Консультативного совета руководителей консульских служб позволяют найти взаимоприемлемые пути решения актуальных вопросов сотрудничества в области защиты прав и законных интересов наших граждан, осуществления взаимных поездок.

    - Как тогда расценить вводимый с 1 января 2005 года порядок, по которому въезд в страны СНГ будет возможен только загранпаспортам?

    - Если быть точным, со странами СНГ сейчас действительно ведутся переговоры об упорядочении практики поездок, переходе в основном на принятые в мировой практике документы, которые служат основанием для пересечения границы. Эта практика предусматривает пять видов документов - дипломатический паспорт, служебный паспорт, загранпаспорт, паспорт моряка и свидетельство на возвращение. В них проставляется соответствующая отметка о том, что определенное лицо пересекло государственную границу. Таким образом обеспечивается лучший контроль за тем, кто въезжает в нашу страну, и соответственно появляется возможность более эффективно бороться с нелегальной миграцией и террористической угрозой. Обсуждение данной проблематики ведется как на двустороннем уровне, так и в рамках интеграционных объединений, например, ЕврАзЭС. О принятых решениях российская общественность будет незамедлительно проинформирована.

    Хотел бы сразу расставить точки над "i" - новый порядок документирования не является этапом на пути к введению виз. Об этом речь не идет.

    Полагаем, что по мере стабилизации обстановки на Кавказе и в общем контексте развития российско-грузинских отношений можно будет вести речь и о возврате к безвизовому режиму взаимных поездок граждан с Грузией. Пока же в стадии разработки находится проект соглашения с Тбилиси об упорядочении и упрощении визовых процедур.

    - А Украина, что же, будет представлять собой исключение?

    - В отношении Украины будем в точности выполнять указания президента Российской Федерации. В Киеве, как вы помните, он высказался также и в том плане, что надо отказываться от многочисленных документов ведомственного характера, по которым сейчас осуществляются поездки наших граждан. Будем вести дело к тому, чтобы уже в обозримой перспективе отказаться от них как основания для поездки.

    - Есть ли подвижки в визовом режиме со странами Евросоюза?

    - На наш взгляд, порядок въезда российских граждан в страны ЕС постепенно упрощается, и не только на словах. По нашим данным, снизился процент отказов в выдаче виз. Сегодня в разных посольствах он составляет порядка 2-4 процентов. Особо можно отметить работу британского посольства в Москве, где большая часть виз оформляется в день обращения или на следующий день.

    Начат диалог с Комиссией европейских сообществ. Должен сказать, что российская сторона чувствует восприимчивость представителей Евросоюза к тому, что мы хотели бы заложить в это соглашение. В то же время у них есть собственные ограничители, установленные в мандате Комиссии, который определен Советом ЕС. Посмотрим, насколько далеко они смогут пойти. Но в любом случае они уже готовы к установлению более льготного визового режима, чем тот, который действует в нашей визовой практике со многими государствами ЕС. Не хочется выглядеть безудержным оптимистом, однако, на мой взгляд, до конца десятилетия возможен выход и на безвизовый режим взаимных поездок граждан. В начале декабря в Москве пройдет очередной раунд консультаций с представителями КЕС. Он будет определяющим для выработки соглашения об упрощении визовых процедур.

    - Усложнились ли поездки на Кипр после того, как он стал членом ЕС и ввел визовой режим с Россией? Туда же, в Евросоюз, рвется и Турция, ставшая для россиян "туристической Меккой".

    - С 1 мая с.г. Кипр присоединился к ЕС, и для въезда в эту страну россиянам действительно требуется виза. По имеющейся информации, даже в пик сезона в кипрском посольстве в Москве можно было получить визу за 1-2 дня. Однако, насколько нам известно, поток туристов в эту страну все равно уменьшился примерно на 10-15 процентов: людей отпугнули не сложности с получением виз, а сам факт наличия такого требования. Кроме того, сократились поездки на Кипр из регионов, поскольку визы выдает только посольство в Москве.

    Что же касается Турции, то до ее вступления в ЕС сохранится действующий порядок выдачи виз - в аэропорту по прилету.

    - Изменились ли статистические данные по поездкам наших граждан в США после всех визовых нововведений, включая взятие отпечатков пальцев?

    - Введение новых требований при оформлении виз в посольстве США в Москве, обусловленных усилением борьбы с терроризмом, не повлияло существенно на статистику посещений этой страны российскими гражданами. Вместе с тем мы отмечаем и некоторые позитивные изменения в практике работы консульского отдела посольства США в Москве. Процент отказов в выдаче виз снизился примерно до 16 проц. (еще два года назад он превышал 20 проц.). Меньше стало жалоб на бестактные вопросы при проведении собеседований. Очевидно, что для обращающихся за визой россиян появились дополнительные трудности, связанные с необходимостью являться на интервью и проходить процедуру сканирования. Но это, выражу свое личное мнение, неизбежные проблемы, связанные с переходом во всем мире на паспортно-визовые документы нового поколения с использованием биометрических технологий. В ближайшее время на них перейдут и страны Евросоюза. Да и Россия, кстати, активно проводит работу в этом направлении, а значит, и в российских консульствах не за горами установка биометрических сканеров.

    - А как российской консульской службой учитываются террористические угрозы?

    - Как показали трагические события в Беслане и других местах, терроризм имеет много личин. Это не только не отягощенная интеллектом физиономия боевика, увешанного с ног до головы оружием. Это и внешне безобидные, респектабельные и даже утонченные "мозги" и спонсоры терроризма. Понятно, что далеко не всегда террористы въезжают в нашу или какую-либо другую страну по визам. Но когда это возможно, консульская службы должна быть передовым рубежом обороны от террористической угрозы. Консул первый в состоянии не допустить потенциального террориста в Россию. В этой связи всем консульским учреждениям даны указания самым тщательным образом проверять основания для получения виз и сверять данные заявителей с имеющимися контрольными списками. По всем вопросам противодействия террористической угрозе Консульский департамент поддерживает тесные контакты с ФСБ России, МВД России, другими компетентными службами России.

    - Перед тем, как возглавить департамент, вы работали генеральным консулом РФ в Нью-Йорке. А значит, приходилось иметь дело с русскоязычной общиной. Это, видимо, особая сфера деятельности консульской службы?

    - Русскоязычная община Нью-Йорка не только большая, в ней представлены различные волны эмиграции, люди с разным имущественным положением, взглядами и убеждениями. Многие с симпатией относятся к современной России, но есть, конечно, и те, кто уехал из нашей страны (преимущественно во времена СССР) не с самыми добрыми чувствами. Таким пытаемся показать, что Россия радикально изменилась: она поворачивается лицом не только к находящимся за ее рубежами гражданам, но и к соотечественникам.

    - В какой-то период складывалось впечатление, что миграционный поток повернулся в другую сторону: многие стали возвращаться в Россию.

    - В конце 80-х - 90-х гг. эмиграция из России в США действительно была довольно значительной, однако начиная с 2000 года она постепенно сходит на нет. Примечательно то, что в Россию действительно начинает возвращаться молодежь, окончившая в свое время самые престижные американские вузы. Для нашей страны они пока еще являются уникальными специалистами, перед ними открываются отличные карьерные возможности, а российские компании платят им даже больше, чем они могут заработать в американских фирмах. Начинают возвращаться некоторые тренеры и спортсмены. Хочется верить, что поедут со временем и ученые.

    - Как вы оцениваете правовую базу работы консульской службы?

    - В 2002-2003 гг. МИД России принимал участие в масштабной работе по совершенствованию миграционного законодательства. Приняты новые Федеральные законы "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О гражданстве Российской Федерации", внесены изменения в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Завершается работа над новым Консульским уставом. Принятые нормативные акты существенно упростили нашу работу, ранее во многом базировавшуюся на многочисленных и порой противоречащих друг другу инструкциях и циркулярах, зачастую еще советского времени.

    Поделиться