11.11.2004 02:22
    Поделиться

    Как бороться с интернет-обманом

    интернет-магазины не уступают рыночным торговцам

    Как ни странно, даже руководство магазинов, чьи сайты успешно работают в сети не первый год подряд, нередко грешат нечестными играми с клиентом. Таких облапошенных тысячи. Вот только один из свежих примеров недобросовестного обслуживания через мировую паутину.

    Рядовой пользователь ПК решил купить в интернет-магазине телевизор. Соотношение цены и качества выбранной модели, чье описание было размещено на сайте, покупателя полностью устраивало. Как только телевизор доставили, заказчик расплатился с курьером без лишних вопросов.

    Вопросы возникли через две недели, когда счастливый обладатель неожиданно выяснил, что частота изображения у свежекупленной модели в два раз ниже указанной в описании - не 100 Гц, а всего 50 Гц. Оказалось, что сотрудники магазина ошиблись, публикуя описание товара на сайте: на одной странице была указана настоящая частота - 50 Гц, а в другом - куда смотрел покупатель - завышенная, 100. Но это выяснилось потом, а сначала несоответствие обнаружил телевизионный мастер. Неудивительно, что с ошибкой покупатель мириться не захотел: он знал, что от низкой частоты обновления глаза устанут в два раза быстрее, да и цена модели в этом случае намного ниже.

    Когда продавец виртуального магазина оказывается тоже виртуальным, никакие проблемы с ним, разумеется, не решить.

    Вот только начальник отдела ТВ-Видео интернет-магазина и не думал возвращать деньги за неправильный телевизор или хотя бы менять его на другой, соответствующий. В нарушение Закона "О защите прав потребителей", о котором ему, кстати, не забыл напомнить его юридически подкованный клиент. Действительно, по закону за ненадлежащую информацию о товаре покупатель имел полное право потребовать назад свои деньги или другой телевизор с характеристиками, идентичными тем, что были изначально заявлены в описание. В подтверждение тому, что частота в 100 Гц действительно значилась в описании у клиента, имелись экранная копия браузера и диск продавца с прайс-листами. Аргументы не подействовали: руководитель отдела отказался исполнять требования клиента, сославшись на некое письмо-разъяснение минюста, согласно которому пункты об обмене товара или возврате денег якобы неприменимы к интернет-магазинам.

    Кто же прав в этой истории и можно ли законным способом, призвав к ответу лукавых продавцов по ту сторону экрана, вернуть свои кровные?

    - Безусловно, деньги вернуть можно, причем не доводя дела до суда, - заверили нас в московском обществе защиты прав потребителей. - Продавцы иногда намеренно вводят людей в заблуждение, утверждая, что Закон "О защите прав потребителей" в отношении интернет-магазинов не действует. Еще как действует: неважно, где куплен товар, продавец и производитель обязаны отвечать за его потребительские свойства.

    Что касается описанного случая с телевизором, можно сказать точно: клиент в данном случае имеет полное право, расторгнув договор купли-продажи, забрать деньги или обменять на другой товар за ту же цену. На том основании, что фактически продали модель с иными техническими свойствами, скрыв истинную информацию о товаре. Продавец намекал на некие распоряжения минюста, якобы упраздняющие статьи Закона "О защите прав потребителей"? Он, видимо, имел в виду перечень дорогостоящих технически сложных товаров, которые нельзя возвращать продавцу обратно, если они являются качественными, то есть нормально работают. Действительно, такой перечень никто не отменял, но, во-первых, надо еще доказать, что именно эта модель является дорогостоящей и технически сложной, а во-вторых, одно другому не мешает. Но даже если тот или иной товар попадает в перечень, статья об ответственности за полную информацию о продукции не утрачивает силы. Словом, приукрасили те или иные показатели, обманули покупателя: будьте добры - возвращайте деньги. Любой суд примет сторону клиента в этом случае, если, конечно, есть доказательства, что описание товара расходится с действительностью. На деле сложность заключается в другом: невозможно вручить письменную претензию. Нередко под юридическим адресом интернет-магазина скрываются координаты курьерской фирмы. А курьер за продавца не в ответе. Вот и остаются с носом безответные покупатели.

    Но, видимо, вскоре ситуация с магазинами, которые держат клиента на расстоянии, должна измениться кардинальным образом.

    - Возможно, уже со следующего года покупателям интернет-магазинов будет проще отстаивать свои права, - рассказал Евгений Мясин, разработчик дополнительной статьи к Закону "О защите прав потребителей" о дистанцированном способе продажи товара. - Согласно новой статье, которая уже прошла два согласования в Государственной Думе, интернет-магазин, прежде чем заключать договор с клиентом, должен в письменной форме представить полную информацию как о товаре, так и о его производителе с указанием фактического и юридического адреса. Кроме того, в договоре должны будут подробно прописаны основания, на которых производится покупка, чтобы ни покупатель, ни продавец позднее не выясняли эти вопросы в судебном порядке. Но самое важное нововведение - так называемый период охлаждения: когда это дополнение вступит в силу, у покупателя появится возможность в течение недели отказаться от покупки стоимостью больше 500 рублей без объяснения причины.

    Вот только ни один чиновник пока не может сказать, как скоро появится эта законодательная управа на виртуальных торговцев, которые сегодня в любой момент могут исчезнуть в виртуальных мирах.

    Наша история закончилась благополучно: телевизор удалось вернуть - пригодилось знание прав потребителя и консультация юриста. Однако известно немало случаев, когда продавец и в самом деле оказывался виртуальным и призвать к ответу было просто некого. А это значит, что пока спасение от интернет-авантюристов только в руках покупателя. Посему, прежде чем заказать товар, чья цена подкупает демократичностью, не поленитесь навести справки о магазине. Для начала позвоните по контактному телефону, который есть у каждого солидного интернет-магазина, и узнайте, где именно расположен офис фирмы, которая предлагает свои товары через Интернет. Все вопросы относительно гарантийного обслуживания и замены товара лучше выяснить еще до приезда курьера. Тем самым сможете сделать вывод о порядочности виртуального продавца. Чем лучше отлажена обратная связь, тем меньше шансов оказаться у разбитого корыта.

    Поделиться