10.11.2004 03:00
    Поделиться

    Монополисты - виновники роста цен на бензин

    Сговор топливных королей стал политической проблемой

    Главной причиной этого экс-министр энергетики считает "кратно возросший монополизм" в нефтяной отрасли, который вытеснил из этой сферы экономики мелких и средних производителей. В добыче нефти их доля составляет всего 5 процентов, в то время как в США - 60 процентов. В нефтепереработке гиганты и вовсе стерли в порошок младших конкурентов. Шафраник сказал, что без развития мелкого и среднего бизнеса "внутренний рынок не насытить", и тем косвенно признал, что монополизация рынка и есть причина искусственно созданного дефицита нефтепродуктов на российском рынке.

    Между тем почему-то именно сейчас центр недовольства власти сместился в сторону антимонопольной службы. Не случайно сегодня именно глава ФАС России Игорь Артемьев будет держать отчет перед парламентариями о "странностях ценообразования" в нефтянке. Накануне спикер Госдумы Борис Грызлов отметил, что "мы видим недоработки антимонопольной службы" в качестве причины ценового беспредела: "Рост цен на нефть и благоприятная мировая конъюнктура не должны быть поводом для повышения стоимости бензина".

    А вот Юрий Шафраник, кстати, высоко оценил решимость ФАС, но призвал Артемьева к жестким действиям, не дожидаясь принятия нового закона "О защите конкуренции". "Почему бы уже сейчас не использовать для обуздания монополистов политическое единство парламента и правительства?" Предложение Шафраника - срочно принять закон о том, что не менее трети всей нефтепереработки должно быть передано мелкому и среднему бизнесу. Причем придумать схему привлечения на нефтеперерабатывающие заводы новых игроков должны, по его замыслу, сами монополисты. Разумеется, под давлением государства.

    Роль власти в неожиданно возникшем бензиновом кризисе подчеркнул и президент России Владимир Путин на встрече с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко. Как тут не вспомнить, что недавно Христенко говорил о том, что "антимонопольные меры могут дать только ограниченный эффект", а главным рецептом считал отвязывание налогов нефтяного сектора от мировых цен на нефть. Сейчас становится очевидным, что корень зла не только в индикаторах мировой биржи.

    Без преувеличения, у вменяемых людей уже не остается сомнений, что государство обязано вмешаться в ситуацию. В противном случае рост цен создаст качественно иную ситуацию. Ее контуры уже просматриваются. Мало того что цены на бензин в России, экспортирующей нефть, сравнялись с ценами в США, крупнейшем импортере мира. Уродливая ориентация на экспорт приводит к тому, что растет производство бензина и дизтоплива, идущих в Европу, а наращивать выпуск авиатоплива монополисты не торопятся. В результате авиакомпании уже ввели "топливный сбор", включенный в стоимость билетов (от 5 до 20 долларов). А в ряде аэропортов запасы керосина не превышают потребности нескольких дней.

    Что говорить, рынок действительно проглотил огромный рост топливных цен. Но когда к нему прибавился искусственно создаваемый дефицит нефтепродуктов, это стало тревожным сигналом для власти. Активность в последние дни ряда весомых фигур российской политики тому свидетельство. Правда, тот же Шафраник отметил, что "закулисной" причиной ценовой гонки 2004 года было то, что рост цен был выгоден всем (включая и государство), кроме потребителей. Но период "стрижки купонов", судя по всему, подходит к концу.

    Поделиться