04.11.2004 02:00
Поделиться

Нью-Йорк оценил русские акции

На минувшей неделе российская стальная группа "Мечел" успешно разместила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Западных инвесторов не испугала информация об уголовном деле против одного из бывших топ-менеджеров группы, появившаяся в СМИ накануне размещения. Несильно отразилась на итоговой стоимости "Мечела" и репутация одной из наиболее закрытых российских компаний. Цена одной ADR стальной группы в итоге составила 21 доллар. Разместив в Нью-Йорке акции в объеме 10 процентов от уставного капитала, компания привлекла дополнительно 291,23 миллиона долларов.

 

 

Сравнительный успех российской компании в Нью-Йорке говорит о многом. В первую очередь это означает, что Россия остается крайне привлекательным объектом для западных инвестиций, несмотря на все пессимистические прогнозы экономистов и явные проблемы отдельных компаний. На этом фоне мало получить деньги от западных инвесторов - нужно еще и потратить их с умом и прибылью. Своеобразный кредит доверия, выданный сегодня западными инвесторами нашим предпринимателям, может очень быстро исчерпать себя из-за неосмотрительного распоряжения полученными инвестициями.

Сегодня очевидно, что ресурсы для развития "вширь" российскими компаниями практически исчерпаны, особенно это касается металлургии, где практически все активы уже имеют реальных владельцев. Любая попытка вторгнуться в чужую сферу интересов автоматически становится синонимом "корпоративной войны", которая уже не нужна никому.

Пример из последних: объявленный на конец года аукцион по продаже госпакета акций Магнитогорского меткомбината, от участия в котором уже отказались крупнейшие игроки - "Северсталь", "Евразхолдинг" и УГМК. Представители последней компании, кстати, опровергли ранее широко распространявшиеся слухи о своем конфликте с действующим менеджментом ММК и о наличии некоего спорного пакета акций комбината. В своем недавнем интервью газете "Время новостей" гендиректор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын однозначно заявил: акций ММК у УГМК нет и никогда не было, равно как и нет желания претендовать на них.

Таким образом, единственным очевидным и оправданным направлением для инвестиций внутри страны сегодня можно считать вложение средств в техническое перевооружение и реконструкцию существующего производства, тем более что оно в случае с тем же "Мечелом" реально в этом нуждается. В то же время у многих российских предпринимателей еще срабатывает охотничий инстинкт и возникает соблазн все-таки направить внезапно образовавшиеся "лишние" деньги на приобретение новых активов.

К их числу, судя по всему, относится и "Мечел". Со слов исполнительного директора холдинга Алексея Иванушкина, сказанных уже после удачного размещения IPO, можно предположить, что СГМ рассматривает сегодня ряд перспективных проектов. Заметим, однако, что конкретные планы по приобретению новых активов если и обсуждаются внутри группы, то, очевидно, после получения дополнительных денег, хотя обычно эти процессы проходят в иной хронологии - западные инвесторы изначально хотят знать, на что будут направлены полученные от них средства.

Пока невозможно с уверенностью говорить о том, что конкретно имеет в виду топ-менеджер СГМ. Ранее считалось, что стальная группа примет участие в аукционе по покупке госпакета акций Магнитогорского меткомбината. Но в этом случае речь может идти максимум о портфельных инвестициях.

Масштабы "Мечела" и ММК просто несопоставимы, а трехсот миллионов долларов, полученных от западных инвесторов, недостаточно даже для покупки 17 процентов выставленных на продажу акций - их стоимость оценивается сегодня в 650-700 миллионов долларов.

Возможно, СГМ имеет виды на другие активы в металлургии, но какой-либо конкретной информации по этому поводу пока нет. Ничего не знают о конкретных планах группы на ближайшее будущее и ее миноритарные акционеры. Что называется, поживем - увидим. Ведь информационная открытость - единственное, что сегодня требуется от "Мечела" и чего по-прежнему ему не хватает. Без этого любой успех на западных рынках будет лишь временным, основанным исключительно на сверхудачной рыночной конъюнктуре, а не на заслугах конкретной компании.