29.10.2004 05:00
    Поделиться

    В Киеве состоялся Парад победы

    Украина отметила с братскими народами день своего освобождения от фашистов

    Сколько всего коллег-президентов пригласил на торжества в Киев Леонид Кучма, в его администрации уточнять не стали. За несколько дней до парада стало известно, что ожидается прибытие четырех президентов - России, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана. В итоге в Киев прилетели трое: Владимир Путин, Александр Лукашенко и Ильхам Алиев. Правда, на параде Лукашенко не появился - он лишь посетил накануне вместе с коллегами-президентами торжественный концерт в зале "Украина" и сразу после него улетел домой. Чем объяснялась такая поспешность, белорусский лидер публично объяснять не стал. Высокая политика соткана из многозначительных нюансов: этим летом президент Белоруссии принимал у себя в Минске парад в честь Дня независимости своей республики в одиночестве. Правда, на торжества по случаю 60-летия освобождения Белоруссии от фашистских захватчиков в Хатынь прилетали и Путин, и Кучма.

    В Киев же первым (еще во вторник вечером) приехал президент России. За три дня визита Владимир Путин успел побеседовать в прямом эфире трех местных телеканалов с украинским народом (украинцы до этого ни разу напрямую не общались с президентом другой страны, а Владимир Путин впервые отвечал на десятки вопросов граждан иностранного государства). Президент РФ провел двусторонние переговоры с Леонидом Кучмой, после чего были подписаны несколько ключевых документов, необходимых для полноценного функционирования газового консорциума. Наконец, было принято решение начать строительство нового транзитного газопровода, который позволит России существенно увеличить объемы продаж природного газа в Европу, а Украине - стать главным поставщиком "восточного" голубого горючего на Запад.

    "Трехдневная готовность" к выборам все-таки не могла не сказаться на проведении юбилейных торжеств. Узнав о том, что в параде будут принимать участие помимо ветеранов и десятка оркестров не менее пяти тысяч военнослужащих, оппозиция начала бить тревогу, заявляя, что власти готовятся к силовым действиям. Официальный Киев сделал все возможное, чтобы разубедить сторонников Виктора Ющенко. Министр обороны пообещал, что автоматы военных времен будут раздавать солдатам без стволов, а современные "Калашниковы" - без затворов. В плане было также указано, что из военной техники по Крещатику пройдет лишь один "исторический" танк Т-34. Второе обещание было выполнено полностью. А вот с первым вышла небольшая неувязочка. У "Калашниковых" действительно затворов на параде не было, со старых же автоматов снять стволы оказалось просто невозможно.

    Сам парад удался на славу. Минимум длинных торжественных речей, максимум музыки, марширующих солдат и детей в национальных костюмах с цветами. Подкачала лишь погода. За два последних дня температура упала на 10 градусов, вчера в Киеве было пасмурно и холодно. Киевлянам оставалось лишь сожалеть, что их градоначальнику разгонять облака под праздник в голову не приходит.

    К приглашенным на парад ветеранам отнеслись самым гуманным образом. Им не пришлось самим маршировать по Крещатику до трибун, где они должны были встать рядом с президентами. Ветеранов доставили туда на новеньких военных джипах. От машин до почетных мест их проводили ветераны афганской войны. Преемственность поколений, таким образом, была продемонстрирована вполне удачно.

    Кучма на параде речей не произносил. Лишь на одном из зданий был растянут транспарант с надписью по-украински: "Сердечно поздравляю с 60-летием освобождения Украины от фашистских захватчиков. Президент Украины". На главной трибуне по правую руку от Владимира Путина стоял Леонид Кучма, по левую - премьер Виктор Янукович (по совместительству один главных из претендентов на президентский пост). Президент РФ оживленно беседовал то с одним, то с другим - что тоже давало повод судить о "преемственности".

    Ветераны слушали концерт в свою честь под накрапывающим дождем. "На 9 Мая мы все, наверное, приедем к вам в Москву", - сказал на прощанье один из них российским журналистам. Потом немного подумал и добавил: "Главное - дожить до этого дня".

    Поделиться