13.10.2004 01:00
    Поделиться

    Признают ли иностранцы нашу "автогражданку"?

    Признают ли иностранцы нашу "автогражданку"

    Между тем в мире существуют транснациональные страховые системы. В Европе, в частности, с 1949 года действует "Зеленая карта", которая и регулирует все проблемы автомобилистов.

    Российский союз автостраховщиков (РСА) уже приступил к переговорам с руководством Совета национальных бюро "Зеленой карты", а само присоединение к системе запланировано на 1 января 2006 года. Что это даст?

    Сегодня любой российский гражданин, выезжающий в Европу на автомобиле, обязан купить специальный полис страхования автогражданской ответственности, причем не у российской компании, а у западной. Дело в том, что ни одна наша компания сейчас не имеет права застраховать его ответственность за пределами России: она может выступать лишь в качестве брокера (посредника) и торговать полисами западных компаний. Получается, что ответственность российских граждан, путешествующих по Европе, защищают европейские же страховые компании. В свою очередь, въезжающие в Россию иностранцы обречены на покупку страховки у российских страховщиков.

    Стоимость "выездного" полиса для наших граждан колеблется от 10 евро (разовый выезд легковой машины) до 1000 евро (годовой полис - для автобуса). Максимальная величина покрытия ущерба также изменяется в широких пределах. В Англии или Германии она ничем не ограничена: и если суд, например, признает необходимость пожизненного содержания семьи пострадавшего, страховой компании придется его оплатить.

    Как рассказал "РГ" председатель комитета РСА по международной системе "Зеленая карта" Павел Зубрилин, с присоединением к "Зеленой карте" наши граждане получат возможность покупать полис для выезда за рубеж в отечественных страховых компаниях. Правда, только в тех, которые получат соответствующую лицензию Росстрахнадзора. По оценкам экспертов, их будет не больше 20-30. Предполагается, что страховая компания должна будет взять на себя возмещение ущерба в размере, не превышающем 200 тысяч евро по одному страховому случаю, остальное ляжет на плечи западного перестраховщика.

    Более того, по правилам "Зеленой карты" российские компании смогут войти в систему только после того, как получат гарантию первоклассного европейского банка на 11 миллионов евро. В крайнем случае отечественным страховщикам придется "скинуться" на эту же сумму и положить ее на депозит в западном банке - она будет играть роль "гарантийного фонда".

    Второе условие вхождения в систему - договор с одним из крупнейших европейских перестраховщиков о перестраховании рисков. И третье - приведение нашего законодательства в соответствие с европейскими нормами: иначе иностранцы в России окажутся в неравном положении с нашими гражданами, выезжающими за рубеж. Например, российское бюро возьмет на себя урегулирование убытков: этим будут заниматься уполномоченные российским бюро фирмы - аварийные комиссары. Соответственно все иностранные водители должны быть обеспечены списком и телефонами тех организаций, куда можно будет обратиться в случае ДТП. Аналогичным списком будут снабжены и наши водители при выезде за рубеж.

    Впрочем, привести "в порядок" законодательство - дело нехитрое, хотя и небыстрое. Намного сложнее привести в соответствие с европейскими нормами нашу судебную систему. По правилам системы "Зеленая карта" решение о выплатах пострадавшим принимает суд той страны, где произошла авария и в соответствии с законами этой страны. То есть определять меру ответственности иностранцев перед нашими гражданами будут наши же суды. А у них, как считает Павел Зубрилин, соответствующего опыта пока что нет: в особенности это касается дел, связанных с причинением ущерба жизни и здоровью лиц, попавших в ДТП. Затрудняют работу судов и отсутствие прецедентов в этой сфере, и все еще живучие представления о том, что человеческая жизнь "ничего не стоит". Напомним, что максимальное покрытие ущерба, предусмотренное Законом об ОСАГО, составляет 400 тыс. рублей (в эту сумму входит и возмещение ущерба жизни и здоровью и технике) - неприлично малая цифра по сравнению с европейской. Поэтому, считают эксперты, совсем не исключено, что лимит покрытия ОСАГО в связи с вступлением в "Зеленую карту" будет пересмотрен в сторону повышения - разумеется, при тех же тарифах.

    Досье:

    В систему "Зеленая карта" входят 44 страны: 40 европейских стран, Израиль, Марокко, Тунис и Иран. Национальные бюро "Зеленой карты" входит в единую организацию - Совет национальных бюро со штаб-квартирой в Лондоне. Сейчас готовится создание аналогичного бюро "Белая карта", предусмотрен переход к единым правилам и условиям оплаты ОСАГО на пространстве СНГ. В частности, до конца текущего года Россия и Казахстан намерены подготовить проект соответствующего соглашения.

    Поделиться