05.10.2004 04:00
    Поделиться

    Павел Крашенинников о смертной казни

    Восстановление смертной казни в нынешней ситуации абсолютно нереально. Есть указ президента от 16 мая 1996 года о поэтапном прекращении смертной казни. В России сейчас нет лиц, ожидающих расстрела. Все, кого приговорили к высшей мере незадолго до моратория, были помилованы: то есть расстрел им заменили на пожизненное заключение. Смертная казнь никак не влияет на криминогенную обстановку. Но налицо психологический эффект. Во многих странах общество недовольно, как государство борется с преступностью и требует жестких мер. По существу смертная казнь - жертвоприношение. Однако у нас должен торжествовать принцип неотвратимости, а не жестокости. Вот часто требуют: надо расстреливать боевиков. Но у нас проблема в другом: мы не можем их поймать. Принцип неотвратимости не работает. А пожизненное заключение будет для террориста более весомой угрозой, чем  расстрел.

    Кроме того, пожизненное заключение дает шанс исправить судебную ошибку. Подобных примеров мы знаем достаточно. В Англии был случай: человек просидел 19 лет, затем выяснилось, что он невиновен. В России достаточно большой процент судебных ошибок, а смертная казнь характеризуется неотвратимостью.

    Что касается предложения устраивать экскурсии в колонии пожизненно осужденных, то я не поддерживаю его. Заключенные - это же не экспонаты.

    Хочу напомнить, что на России лежит обязательство ратифицировать протокол Конвенции об отмене смертной казни - иначе о сближении с Европой можно будет забыть.

    Поделиться