22.09.2004 04:45
    Поделиться

    На скамье подсудимых оказались судьи

    Впервые в российской истории судей судят за участие в преступном сообществе

    Их обвиняют кроме всего прочего еще и по статье 210 ч.3 УК РФ. Это одна из самых "тяжелых" статей кодекса - участие в преступном сообществе. В нынешней и прошлой истории нашей страны судей по этой статье не судили никогда.

    Беспрецедентность уголовного дела во всем: 80 эпизодов мошенничества со столичными квартирами вменяются троим обвиняемым, а в недалеком прошлом федеральным судьям Бутырского суда Нине Ивченко и Василию Савелюку, а также федеральной судье Бабушкинского районного суда Нине Мишиной. Если суд признает их виновными, то сроки, которые грозят бывшим судьям, очень большие - до 20 лет лишения свободы.

    Покойнику ищут родных

    Четыре года назад, а именно летом 2000 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов возбудил уголовное дело против судей Ивченко, Савелюка и Мишиной. Следствие вела Московская городская прокуратура. На итоговом обвинительном заключении тоже стоит подпись Владимира Устинова.

    История с таким финалом началась в 1996 году. Тогда некий гражданин тридцати лет от роду собрал желающих обогатиться товарищей для реализации придуманного им плана. Его схема была незаконной, не очень сложной, но прибыльной.

    Звали этого мошенника Алексеем Евстафьевым. В Москве уроженец Средней Азии прибирал к рукам неприватизированные квартиры после смерти их хозяев. По закону, если у умершего не было близких, то жилье уходило в муниципальную собственность. На взгляд Евстафьева, это было несправедливо.

    Сама афера выглядела так: у умершего квартировладельца как бы вдруг появлялся "наследник" из числа близких к мошеннику людей. Для этого нужно было всего-то подделать бумагу. Потом на сцену выходил судья, который именем закона передавал "наследникам" жилье. Вот и все. Причем часто материалы гражданских дел по квартирам просто фальсифицировались. Всего под руководством Евстафьева до муниципальной собственности не дошло 110 квартир. Жилье было в основном на северо-востоке столицы. Если перевести квартиры в деньги, то государство ловкий аферист обманул на 5 миллионов долларов.

    Раскрывалось дело трудно и не сразу. Сначала Мосгорпрокуратура отправила в Гагаринский суд дело о 14 квартирах, украденных у государства. Приговор по ним прозвучал летом 2001 года. Суд смог посадить многих аферистов. Кроме главного - Евстафьева. Господина Евстафьева признали больным на голову и отправили на принудительное лечение. Но это была последняя улыбка судьбы. На суде фортуна окончательно отвернулась от вдохновителя и организатора.

    Прейскурант на наследство

    Суд над Евстафьевым со товарищи еще продолжался, а Мосгорпрокуратура нашла и арестовала еще 96 краденых квартир. Была назначена еще одна психиатрическая экспертиза, результаты которой показали, что главарь совершенно здоров и очень даже вменяем. Посему против Евстафьева и его друзей возбудили новое уголовное дело. Томов в нем было больше - 180 и уголовных статей тоже прибавилось. Появилась статья - создание преступного сообщества. По второму приговору Евстафьев будет отдыхать от столичной суеты 12 лет, а его коллеги от восьми до десяти лет.

    Уголовное дело трех судей, без которых аферист не смог бы прибрать к рукам ни одной квартиры, выделили именно из этого уголовного дела.

    Как рассказал "Российской газете" следователь по особо важным делам Московской городской прокуратуры Павел Горячев, "сложность "дела судей" была в объеме работы. Ведь из 180 томов уголовного дела двенадцать томов - это экспертизы. И еще долго было ждать решения судов и квалификационной коллегии судей. Ведь процедура привлечения именно судей сложна".

    По словам Павла Владимировича, на совершение каких-либо процессуальных действий с судьями, на то, чтобы дождаться ответа или решения, уходило примерно по году. А судей было три. Но Закон "О статусе судей в РФ" требует именно такой сложной процедуры лишения их неприкосновенности. Вменили судьям мошенничество и редкую статью - 210-ю - участие в преступном сообществе. С чем судьи не согласны.

    Савелюк и Мишина не признают своей вины. Говорят, что прокуратурой корыстные мотивы их действий не установлены. А бывшая судья Бутырского суда Нина Ивченко вообще попросила суд прекратить по отношению к ней дело по 210-й статье потому, что она сотрудничала со следствием. Мошенничество она не отрицала, но просила ее дело рассмотреть в особом производстве. Есть такая форма разбирательства судебных дел, когда человек признает свою вину, но не хочет ни свидетелей, ни прокурора, а только судью. Если подобное происходит, то срок, назначаемый человеку, не может быть больше двух третей того, который полагается по уголовной статье.

    Следователь по особо важным делам Павел Горячев рассказал: сложная лингво-стилистическая экспертиза показала, что одно из судебных решений выполнено даже не судьей Мишиной, а самим Евстафьевым.

    Афера именем страны

    Следователи подсчитали, что троица вынесла в общей сложности 80 незаконных решений. Если разложить по каждому, то получается, что Мишина подписала пять таких документов, Василий Савелюк - 11 решений, а Нина Ивченко - 64. Действительно, судьи были последними звеньями в цепочке изъятия квартир из муниципальной собственности. Но эти звенья были самыми главными. Бывшие судьи от имени государства узаконивали сделки.

    Процесс, идущий в Верховном суде, обещает быть долгим. А рассматривает его коллегия из трех судей.

       прямая речь

    Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ:

    -У большинства населения не изменилось негативное отношение к судебной системе в целом. Социологические опросы упорно показывают: люди судам не верят и продолжают считать, что суд в России не эффективен, не справедлив, либо вообще коррумпирован.

    Поделиться