10.09.2004 00:50
    Поделиться

    "Акулья сказка" на Венецианском кинофестивале

    Догнать Локарно

    Кинофестиваль собирается здесь показать премьеру американского анимационного блокбастера "Акулья сказка" (в нашем прокате - "Подводная братва"). В фильме действует рыбья мафия, и сюжет пародирует "Крестного отца". Осьминоги, акулы, дельфины и каракатицы срисованы с Роберта Де Ниро, Уилла Смита, Рене Зеллвегер, Анджелины Джоли и даже режиссера Мартина Скорсезе, которые играют весь этот аквариум за кадром, как Эдди Мерфи - Ослика из "Шрека". Всех их ждут на Сан-Марко в пятницу вечером на гала-премьере. А пока свалку денно и нощно стерегут полицейские - чтоб не прокололи надувной экран.

    Троглодитская идея превратить площадь XIII века в тематический парк с киношкой возникла не случайно: новый директор Марко Мюллер до этого руководил маленьким фестивалем в Локарно, и там все фильмы идут на городской площади. Теперь Венеция уже почти совсем напоминает Локарно, осталось только осушить лагуну и пустить по ней автобусы.

    Беременное кино-2

    Называя свой предыдущей репортаж "Беременное кино", я еще не подозревал, что Венецианский фестиваль осуществит идею немедленно и буквально. Тут же в конкурсе прошел фильм американца Майка Ли "Тайна Веры Дрэйк", который пылко защищает право беременных на аборты. Тема оказалась столь актуальной, что журналисты на пресс-конференции при появлении режиссера вскочили на ноги и устроили отважному овацию. "Пришло время говорить об этой проблеме открыто и честно, - заявил Майк Ли. - Хотя, конечно, здесь есть серьезные моральные аспекты и не может быть простых решений. Но тысячи женщин во всем мире поступают точно так же, как Вера Дрэйк".

    Вера Дрэйк, по фильму, - идейный борец. В темные 50-е, когда аборты в Англии были запрещены (запрет формально отменили в 1967-м), она в страшной тайне от семьи и совершенно бескорыстно помогала женщинам избавляться от лишней обузы. Когда одна из ее пациенток в результате неудачно сделанного аборта попала в больницу, шерлок-холмсы пошли по следам и вычислили преступницу дедуктивным методом - впереди забрезжила тюрьма. Теперь зрителю надо решить, кто Вера Дрэйк - преступница или благодетельница человечества. Майк Ли выводов не навязывает, но актриса Имельда Стотон в этой роли играет практически Жанну д Арк и к тому же скромную работягу, ветерана войны, мудрую и добрую женщину, которая не может не вызвать сочувствия.

    Масла в огонь подлил фильм американца Тода Солондца "Палиндромы". Здесь 12-летняя девочка Авива хочет забеременеть. Надоело нянчить кукол, хочется собственного ребенка. Благой порыв. Она ради этого дела даже сбежала из дома, решив любым способом осуществить свою мечту немедленно. Ей это удалось, но родители почему-то не рады и требуют аборта.

    "Если моя дочь - а ей как раз 12 - не дай бог забеременеет, я буду на нее орать беспрерывно, пока она не избавится от ребенка", - заявила на пресс-конференции актриса Эллен Баркин, играющая в фильме мать Авивы. "Палиндромы" показывают, как массовая культура насаждает в умах детворы совершенно извращенные приоритеты, и в этом смысле картина несомненно актуальна. Но выход из ситуации видится все тот же: аборт.

    Настойчивые призывы снять последние моральные терзания по поводу абортов находят живой отклик в массах: обе картины считаются сильными претендентами на призы, хотя кроме "послания", больших достоинств в них нет.

    Совращение младенцев

    Я уже писал о повышенных мерах безопасности, предпринятых в Венеции в связи с угрозами экстремистов и выступлениями антиглобалистов, протестующих против "голливудизации" фестиваля и все время обещающих что-нибудь экстраординарное. Прибытию каждой американской кинозвезды предшествует некоторая истерика среди секьюрити. Звезд обычно привозят на лакированных катерах и выгружают на причале отеля "Эксельсиор". И каждый раз задолго до появления катера канал бурлит от полицейских-аквалангистов, которые обследуют его мутные пучины на предмет мин. Потом появляется нервно улыбающаяся звезда, и у нее вид человека, выполняющего смертельный полет под куполом цирка. Потом, когда уже ясно, что пронесло, начинается не менее нервная процедура тщательной проверки кресел в зале перед сеансом - в дирекцию за эти дни несколько раз поступали анонимные звонки о заложенной бомбе.

    Претендент N 1

    Главным претендентом на "Золотого льва" является, несомненно, "Пустой дом" Ким Ки-дука, который, напомню, появился в конкурсной программе в качестве сюрприза. То есть дирекция до последнего момента не была уверена, что знаменитый кореец закончит картину к сроку, и теперь делает эффектную мину при вынужденной игре.

    Ким Ки-дука встретили стоячей овацией и так же восторженно проводили, хотя знатоков его творчества картина могла разочаровать: в ней нет насилия, натурализма и тошнотворных подробностей. Это современная сказка о парне, который взламывает чужие квартиры, отчего сначала его принимаешь за банального воришку. Но ведет он себя, взломав, странно: ничего не крадет, а просто располагается жить до приезда хозяев. Потом к нему присоединится одна из пострадавших от взлома - красивая, но тоскующая женщина. Она заинтригована необычным красавцем и готова принять условия его странной игры. Оба кочуют с квартиры на квартиру, молчаливые и загадочные. Оба явно нравятся друг другу, хотя, похоже, обходятся не только без слов, но и без секса. У него есть, кроме взлома квартир, еще одна страсть: клюшка для гольфа и шарик, который он при каждом удобном случае яростно лупит, иногда используя в качестве оружия. И эта идиллия продолжается, пока однажды, проникнув в очередную квартиру, они не обнаружат там труп...

    На этом остановлюсь - не хочу лишать читателей удовольствия самим пройти этот путь. Вся картина смотрится как загадка - интригует необъяснимостью поведения персонажей.

    Но хорошее искусство нельзя и не надо объяснять.

    Поделиться