07.09.2004 00:00
    Поделиться

    В Эстонии снесли памятник эсэсовцам

    Эта скандальная история началась ровно месяц назад. Старейшина волости Тийт Мадиссон заявил, что памятник эстонским воинам СС будет установлен в день восстановления независимости Эстонии несмотря на то, что на это нет разрешения властей.

    Премьер страны Юхан Партс попытался объяснить своим подданным в Лихула бесперспективность данной авантюры. "Нацизм объявлен преступным, и установление монумента с фигурой солдата в мундире эсэсовца бросает тень на Эстонию и народ страны", - заявил Партс.

    Мадиссон посоветовал премьер-министру быть менее истеричным и изучать историю Эстонии. Мадиссон решил показать себя хозяином в Лихула и установить памятник во что бы то ни стало. Упрямца после этого вызывали на ковер в кабинет министров Эстонии, провели разъяснительную беседу, но безуспешно. С 20 августа памятник гордо возвышался на кладбище в Лихула. Как известно, там же находится памятник советским солдатам, погибшим при освобождении Эстонии.

    Через две недели монумент эсэсовцам снесли. За это мероприятие отвечал сам премьер и исходил он из внешнеполитических соображений. По крайней мере, такая причина была указана в его заявлении. "В мире установку обелиска восприняли как попытку увековечить память тоталитарного режима, оккупировавшего Эстонию. Эстония не может допустить такое", - отметил Партс в день сноса монумента.

    Драка, которая возникла и была подавлена во время демонтажа памятника, трансформировалась в скрытый протест. Через несколько дней в Лихула неизвестные осквернили памятник советским солдатам. Он был обильно облит красной краской. Местные власти заявили, что это реакция на демонтаж памятника эсэсовцам и чистить оскверненный памятник не собираются. "Пусть это делает российское посольство, которое установило плиту с именами погибших без согласования с нами", - сказал Мадиссон.

    Досье "РГ"

    Большинство эстонцев (58 процентов) ответили отрицательно на вопрос: "Считаете ли вы правильным демонтаж монумента в Лихула?" Демонтаж памятника поддержали лишь 28 процентов эстонцев. При этом 64 процента опрошенных среди русскоязычного населения одобрили снос памятника.