06.09.2004 00:20
    Поделиться

    Книжная ярмарка завершила работу

    Кстати, именно ее голос встретил обозревателя "РГ" при входе в 57-й павильон. "Не волнуйтесь, я всем подпишу!", - утешала Дарья Донцова нервно напиравших на стенд "Эксмо" поклонников. И действительно улыбалась и подписывала всем. Как и Эльдар Рязанов, Эдуард Радзинский, Елена Съянова, Афанасий Мамедов, Андрей Дмитриев, Лев Гурский, Сергей Козлов, Александра Маринина, которые тоже встречались в эти дни с читателями. Стоит ли говорить, что толпы собирали именно "звезды", и намного охотней брали автографы у авторов более именитых и давних. То есть реагировали на то, что примелькалось и не требует интеллектуальных затрат.

    Впрочем, и тем, кто хотел испытать подлинное интеллектуальное счастье, а не его замену, было куда податься и к чему припасть. В славной "ЖЗЛ" вышла первая полноценная биография блистательного остроумца Петра Андреевича Вяземского, написанная Вячеславом Бондаренко и основанная на обширных архивных разысканиях. Та же "Молодая гвардия" порадовала и любителей Серебряного века, выпустив книгу воспоминаний о Николае Гумилеве. Ее ядро представляют публикуемые впервые записки внебрачного сына Николая Степановича, поэта Ореста Высотского.

    Ценителям древнерусского искусства и просто красивых книг, несомненно, стоило подойти к стенду питерского издательства "Северный паломник". К ярмарке вышли великолепно изданные монографии А. С. Смирновой "Иконы Северо-восточной Руси. Середина 13 -середина 14 века" и М.А.Орловой "Орнамент в монументальной живописи древней Руси. Конец 13 - начало 16 века" в двух частях, второй том которой состоит из цветных репродукций, собственно, икон. Обе книги изданы в серии "Центры художественной культуры средневековой Руси", в которой участвует и издательство "Дмитрий Буланин", выпустившее коллективный труд "Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец 11 - первая четверть 12 века". Все это академические работы самой высшей пробы.

    "Международная" компонента была представлена на ярмарке, во-первых, иностранными изданиями: "Росмэн" выпустил скандального букеровца прошлого года Питера Финлея, опубликовавшего под псевдонимом Ди-Би-Си Пьер роман "Вернон Господи Литл" ("Vernon God Little") и не рекомендованный детям для шестнадцати, хотя именно им и посвященный. Обильно были представлены и книги, вышедшие в рамках русско-немецкой программы "Шаги". Это и "Солнечная аллея" молодежного любимца Томаса Бруссинга (М.: Слово), и вышедшие в "Азбуке" книги Арнольда Штадлера, Юрека Беккера, Рут Швайкерт, Йозефа Хазлингера, и романы Йенса Шпаршу, Томаса Хюрлимана в "Амфоре".

    Во-вторых, и Шпаршу и Хюрлиман, а также другие европейские авторы присутствовали на ярмарке лично. Шведский писатель и бард Карл-Йоганн Вальгрен очаровательно представлял свой роман "Ясновидец" на самом большом в этом году стенде "ОЛМА-ПРЕСС", а английская писательница Изабель Вульф, работающая в жанре "романтической комедии" и отлично выпекающая книжечки для пляжного чтения, поделилась со своими читательницами секретами женского счастья. Польские авторы Стефан Хвин, Збигнев Крушиньский и Адам Ведеманн рассказывали на организованном НЛО круглом столе, как выглядит сегодня польская литература. В-третьих, все дни работы ярмарки на израильском стенде продолжался Фестиваль еврейской книги - с презентациями, выставками, чтением сказок.

    Основной и отрадный итог ярмарки - ощущение бьющей через край жизни, невероятного и заметно большего, чем в прошлые годы, напора. Возможно, это и субъективное ощущение, но как кажется, лишь в этом году свершился благой перелом: ярмарка действительно расправила плечи и задышала свободно. Издатели перестали наконец ставить на одну внешнюю шумиху, на успех, и перешли к своему прямому делу, то есть разглядели в безликой толпе Читателя (каждое издательство - своего) и обратились непосредственно к нему. Зрение наконец сфокусировалось, связь заработала, а потому и диалог между читателем и издателем состоялся: люди из обоих павильонов ВВЦ выходили с огромными рюкзаками, сумками на колесиках и туго набитыми пакетами. Угадайте, что в них лежало.

    Поделиться